О важности скорейшего устранения проблем и необходимости совершенствования деятельности вузов страны говорилось на видеоселекторном совещании, прошедшем под председательством Президента 16 июня. В ходе него главой государства обозначены приоритетные задачи в системе высшего образования и подготовки квалифицированных кадров.

Рассматривая эти вопросы, необходимо отметить растущий спрос молодежи на высшее образование. Так, в прошлом году в вузах страны выделено 162 364 места в бакалавриате и 10 425 - в магистратуре. В высшие учебные заведения приняты документы на поступление в бакалавриат от 1 миллиона 484 тысяч абитуриентов, что на 39 процентов больше, чем в 2019-м. На поступление в магистратуру документы подали 78 720 человек - в три раза больше, чем в 2019-м. В целом квоты приема увеличены втрое по сравнению с 2016 годом. Такие меры, безусловно, направлены на повышение доступности образования для молодежи. Востребованность высшего образования всегда оправдывается перспективами, которые оно дает выпускнику. При наличии диплома и, конечно же, набора востребованных компетенций и знаний, возможностей успешного трудоустройства больше. В текущем году количество квот на поступление в высшие учебные заведения увеличилось на 13 процентов по сравнению с прош­лым годом и достигло 181 тысячи. Ожидается, что документы на поступление подадут более 1,5 миллиона юношей и девушек.

Для устранения имеющихся в сфере недостатков за последние годы проделано многое: отечественными вузами установлено тесное сотрудничество с рядом иностранных университетов, научно-исследовательских институтов, организаций, оказывающих поддержку во внедрении передовых методик обучения; увеличены квоты по направлениям бакалавриата и магистратуры; открыты заочная и вечерняя формы обучения; начата борьба с коррупцией в стенах вузов и многое другое. Все это преследует единую цель - вывести отечественную систему подготовки кадров на новый уровень, привести ее в соответствие мировым стандартам. Кроме того, Президентом страны ставится задача по повышению доступности качественного образования.

- В условиях рыночной экономики молодые специалисты, а именно кадры новой формации, играют важную роль на пути достижения высоких показателей, - говорит ректор Ташкентского государственного университета востоковедения Гулчехра Рихсиева. - И экономическая стабильность и процветание напрямую зависят от кадров. Поэтому на нынешнем этапе развития упор делается на обеспечение максимальной взаимосвязи теории и практики. Как никогда важно восполнить все пробелы, которые копились в сфере годами. Наблюдаемый сегодня дефицит знающих свое дело работников вполне реально устранить. Для этого нужно подойти к решению проблемы комплексно и выстроить такой механизм, при котором полученные в период обучения знания и навыки выпускник станет непременно применять в дальнейшем и на практике.

На совещании говорилось еще об одной актуальной проблеме - огромное несоответствие между направлениями высшего образования и реальными потребностями экономики. Подчеркнуто, что сегодня имеется 40 тысяч свободных рабочих мест в сфере услуг, 38 - в промышленности, 12 - в строительстве, десять - в сельском хозяйстве и четыре - в сфере связи и информационных технологий.

Тем не менее число выпускников и уровень их квалификации оставляют желать лучшего и совершенно не удовлетворяют существующий спрос. С чем это связано? В первую очередь с тем, что образовательный процесс в отечественных вузах ведется по стандартам, утвержденным в 2001 году. Об этом сказал глава государства. За прошедшие 20 лет международные стандарты в сфере пересматривались и принимались заново дважды. К тому же некоторые предметы остаются совершенно не адаптированными к требованиям времени и рыночной экономики, они лишь приспособлены под профессоров и преподавателей, отчего становятся нерезультативными. 

Для ликвидации перечисленных недостатков видится ряд решений, в их числе устранение фактора коррупции в стенах высших учебных заведений. Именно это представляет собой огромный барьер для развития сферы. Уверенность студентов в том, что для получения диплома не обязательно наличие знаний, породила именно коррупция. Сейчас стоит цель искоренить такие случаи и выстроить систему на новый лад. Достигнуть этого, в частности, поможет переход на цифровизацию. Бумажная волокита в деятельности преподавателей постепенно сходит на нет. А для эффективного выполнения поставленных задач высшие учебные заведения отныне уполномочены независимо принимать академические и организационно-управленческие решения. Это означает, что теперь решения по внедрению учебных программ, планов и литературы, определению нагрузки преподавателей и форм образования будет принимать управляющий совет вуза, и деятельность каждой кафедры станет оцениваться по ее научному потенциалу и показателям вовлеченности молодежи в научную работу.

Наиболее актуальным вопросом Президент обозначил необходимость привлечения молодых специалистов в сферу. Просвещение - область, испытывающая постоянную нехватку начинающих кадров, которые бы с энтузиазмом и стремлением подходили к делу. В этом направлении делается многое - повышены зарплаты преподавателей, обеспечивается их отправка на стажировку за рубеж, внедряются ИКТ для облегчения их трудовой деятельности.

Приток в вузы молодых специалистов станет благоприятно влиять на ход научных исследований и работу учреждений, углубит их интеграцию, изменит подходы к налаживанию учебного процесса. Академическое сообщество во всем мире признает важность инноваций, необходимость их внедрения в образование, а опыт развитых зарубежных государств показывает, насколько оправданы могут быть инвестиции в просвещение и качественную подготовку кадров. Именно поэтому в последние годы отечественными вузами установлено тесное сотрудничество с рядом престижных иностранных университетов. Как результат - за последние несколько лет в Узбекистане появилось более десятка филиалов зарубежных вузов, факультетов, открытых совместно с ведущими зарубежными университетами и институтами. Узбекистан движется к тому, чтобы войти в число развитых стран мира, и вполне логично, что начало этого пути сопровождается коренными реформами в сфере высшего образования.

- Наука и образование всегда были основополагающими факторами в деле всестороннего развития любого современного государства, выхода его на международную арену в качестве конкурентоспособного субъекта, - продолжает Г. Рихсиева. - Узбекистан уже определил для себя четкие цели, приоритеты и ориентиры устойчивого развития и за годы независимости существенно продвинулся в этом плане. Однако требования нового времени ставят перед нами новые задачи. Рынок труда изменился, теперь востребованы лишь те кадры, которые владеют знаниями и компетенциями на высочайшем уровне. Вчерашние подходы к получению знаний уже потеряли актуальность, в XXI веке упор делается на инновации и технологии. Для достижения высоких показателей в сфере будут приняты серьезные меры по повышению научного потенциала высших учебных заведений. Ведь, как показывает международная практика, престижным считается тот университет, показатель научного потенциала которого составляет не менее 70 процентов. Поэтому перед руководителями вузов стоит огромная задача в плане подготовки высококвалифицированных кадров, повышения научного потенциала кафедр, расширения международных связей. Вкупе это будет способствовать вхождению отечественных вузов в международные рейтинги.

Как подчеркивалось на совещании, у нас в стране этот показатель остается очень низким. Научный потенциал 24 вузов республики не достигает даже 25 процентов, а в 19 университетах и вовсе нет ни одного профессора и доктора наук. К тому же неудовлетворителен показатель получения соотечественниками ученой степени за границей. За последние 30 лет это удалось сделать только 208 профессорам и преподавателям. Такие факторы делают систему высшего образования Узбекистана слабой в плане конкурентоспособности.

Мы живем в мире, где наука и высшее образование - неотъемлемые факторы развития государства, гарантирующего своим гражданам достойный уровень жизни, демократический порядок организации общества, высокие стандарты культуры.

Общество, в котором люди на должном уровне владеют научными знаниями и современными технологиями, может уверенно противостоять вызовам устойчивого развития. Наука и образование, технологии и инновации - стимул для развития, и, как неоднократно отмечал Президент Шавкат Мирзиёев, именно они должны стать точкой опоры развития Нового Узбекистана на долгосрочную перспективу.

Успешно претворяя в жизнь начатые реформы, в конечном итоге мы сумеем прийти к тому, что выпускники смогут демонстрировать заинтересованность в глобальных процессах, вносить вклад в развитие государства, быть активными участниками социальных процессов. А для этого крайне важно выстроить такую концепцию высшего образования, которая подразумевает не только обучение, но и научные исследования, с которых начинаются разработка и применение инноваций. Исходя из этого Президент страны поручил со следующего года удвоить количество квот на обучение в докторантуре, а в последующие - увеличивать их на 50 процентов ежегодно. На эти цели из бюджета будут выделять дополнительно 100 миллиардов сумов. Помимо прочего, каждая отрасль выделит еще 10 миллиардов сумов на докторантуру для вузов по соответствующим специальностям.

В соответствии с Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной Указом Президента от 8 октября 2019-го, перед сферой стоит стратегическая задача по повышению результативности научно-исследовательской деятельности в вузах, широкое привлечение молодежи к научным изысканиям, формированию инновационной инфраструктуры в сфере. Для этого определены соответствующие компоненты государственной политики в области управления наукой и образованием, подразумевающие сле­дующее:

  • мотивацию научных работников и профессорско-преподавательского состава вузов, докторантов;
  • повышение уровня самоорганизации и самоуправления научно-исследовательских коллективов;
  • развитие фундаментальных, прикладных и инновационных научных изысканий;
  • укрепление кадрового потенциала, развитие международного сотрудничества в сфере науки.

К концу текущего года 30 ведущих университетов страны получат право самостоятельно разрабатывать учебные планы, определять квоты приема и решать финансовые вопросы. Об этом было сказано Президентом в ходе Послания Олий Мажлису 29 декабря 2020-го. Кроме того, число докторантов в вузах и научно-исследовательских организациях должно достигнуть 4,5 тысячи, что в три раза больше, чем в 2017-м. На эти цели из бюджета будет выделено дополнительно 240 миллиардов сумов. Намечено в том числе перевести учебный процесс во всех вузах страны на кредитно-модульную систему. Это один из важных шагов по интеграции в мировое образовательное сообщество.

Очевидное преимущество такой системы состоит в том, что вуз получает возможность самостоятельно варьировать учебные планы в соответствии с требованиями рынка труда. Во-первых, переход на кредитно-модульную систему позволит изменить учебный процесс с точки зрения подхода самого студента, который становится «заказчиком» в образовательном процессе, то есть имеет возможность выбирать как предмет, так и преподавателя в соответствии со своими интересами и потребностями в знаниях определенной направленности. Во-вторых, образовательный процесс по большей части перейдет на самостоятельную работу. Такая система фактически обязывает преподавателей постоянно работать над собой, повышать квалификацию, изучать и внедрять новые интересные методики, не забывая о важности научно-исследовательской работы.

Усилия государства по совершенствованию высшего образования имеют важное значение для развития экономики республики, укрепления позиций наших специалистов на рынке труда как в пределах страны, так и за рубежом, поднятия на новый уровень всех сфер. Сейчас как никогда важно работать над качеством образования и работы преподавателей, донести до студентов важность ответственного подхода к обучению, переводу деятельности вузов на цифровизацию. Среди важных целей в том числе - принятие дополнительных мер по созданию единой и эффективной системы работы с одаренной молодежью, поддержки ее инициатив, изданию учебников и учебно-методических пособий, в том числе в электронной форме, на основе требований передовых зарубежных стандартов.

Евгения Юн.
«Правда Востока».