Новые этапы реформ в системе высшего образования

    Образование 27 августа 2022 1358

    В общественной жизни имеются недостатки, являющиеся барьером для развития не только отдельных отраслей, но и всего общества в целом. Например, такое опасное явление, как коррупция, серьезно разрушает государство изнутри. Сегодня Узбекистан вступает в новый этап развития. И любая форма проявления коррупции опасна, поскольку замедляет процесс перемен к лучшему.

    В последние годы работа, проводимая в сфере борьбы с коррупцией в нашей стране, поднялась на уровень государственной политики. Об этом свидетельствует Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Респуб­лике Узбекистан» от 27 мая 2019-го. На основании документа деятельность по противодействию коррупции вступила в совершенно новый этап.

    В этом направлении ведутся изменения и во всех высших учебных заведениях нашей страны. Совершенствуется работа по превращению системы образования в сферу без коррупции. В каждом вузе создан отдел управления системой противодействия коррупции и комплексного контроля. А если сказать точнее, в этих отделах работают ведущие специалисты, заведующие контролем процессов в высших учебных заведениях.

    Стоит обратить внимание на изменения, которые касаются приема в вузы и проведения тестирования. Этот процесс улучшается из года в год. Сегодня у абитуриента имеется возможность подать заявку на обучение, не выходя из дома. А тестирование проводится в рамках четкой системы контроля на обширных площадях с камерами наблюдения. В результате родители абитуриентов, а также соотечественники имеют возможность наблюдать за его ходом. В целом открытость и прозрачность стали ведущими критериями в системе. К тому же в процессе поступления в вузы этот метод, нацеленный на пресечение коррупционных действий, позволит образованной молодежи занять место в студенческих рядах.

    Второй момент: с текущего учебного года для молодежи, изъявившей желание обучаться в магистратуре, введена новая система приема документов. Теперь прием в магистратуру государственных вузов осуществляется на основе среднего показателя балла диплома бакалавра и балла соответствующего национального или международного сертификата об уровне знания иностранного языка абитуриента, со строгим соблюдением последовательности баллов без проведения дополнительного экзамена. Эта инициатива в сфере высшего образования также стала одним из основных шагов на пути ликвидации коррупции. Можно с уверенностью сказать, что в данных процессах отныне полностью исключен человеческий фактор.

    Переход образования в форму цифрового также служит повышению качества и предупреждению коррупции. Например, с текущего учебного года в государственных вузах введено обучение по кредитно-модульной системе. В результате журнал и рейтинговые тетради переведены в электронный вид. Также будут приниматься онлайн-заявки на размещение в студенческом общежитии. Стоит отметить, что и этот механизм - одна из важных мер, направленных на предотв­ращение коррупции.

    Внедряемые нововведения послужат важным толчком для быстрого развития наших высших учебных заведений и позволят им достичь достойного уровня в международном сообществе.

    Например, сегодня Наманганский инженерно-технологический институт активно сотрудничает с ведущими университетами мира. За относительно небольшой период подписано свыше 80 соглашений о сотрудничестве с престижными вузами более десяти стран мира. Среди них США, Германия, Россия, Беларусь, Турция, Малайзия, Индия, Пакистан, Казахстан, Кыргыз­стан и Таджикистан.

    В соответствии с соглашениями с зарубежными вузами ведется систематическая планомерная работа. Осуществ­ляются программы обмена профессорско-преподавательским составом и студентами. Организуются пресс-конференции по научно-­инновационным направлениям. Проводятся совместные научно-­исследовательские работы. А назначение ведущих ученых и профессоров зарубежных вузов в качестве научных руководителей магистрантов и базовых докторантов уже дает практические результаты.

    В настоящее время НамИТИ совместно с Белорусским национальным техническим университетом и Саратовским государственным техническим университетом имени Ю.А. Гагарина (Россия), входящими в список 1000 лучших в мире, реализуют программу «2+2». В этом учебном году установлены отношения сотрудничества более чем с десятью ведущими высшими учебными заведениями Турции, подписаны соответствующие меморандумы.

    В результате в конце учебного года 12 магистрантов прошли стажировку в Университете Токат Газиосманпаша (Турция). А делегация из 14 профессоров и преподавателей стажировалась в Эгейском и Карабюкском университетах. Кроме того, наш институт активно участвует в международных проектах.

    В конце минувшего учебного года профессор Технологического университета штата Вирджиния (США) Тиффани Дрейп в рамках международного проекта была приглашена в институт в качестве волонтера. Стоит отметить, что приглашения волонтеров из престижных университетов США продолжатся и в новом учебном году. Так, в сентябре к учебному процессу планируется привлечь специалистов по направлению инженерной графики.

    Также Наманганский инженерно-технологический институт установил сотрудничество с Посольством и Консульством США в Узбекистане. Весной институт посетил Генконсул США Роберт Романовский. По результатам встречи договорились по вопросу участия наших студентов в программах обмена в рамках международных проектов в престижные университеты Америки.

    К тому же НамИТИ установил прочное партнерство с Посольством Индии. По инициативе Чрезвычайного и Полномочного Посла Индии в Узбекистане Маниша Прабхата в Наманганском инженерно-технологическом институте впервые в нашей стране организована аудитория «Комната изучения Индии», которая является ярким примером сотрудничества.

    К сведению, делегация в составе шести профессоров и преподавателей нашего института с целью изучения передовых технологий ведущих высших учебных заведений Индии побывала в командировке в Дели. В ходе поездки достигнуты соглашения о сотрудничестве по многим направлениям с рядом высших учебных заведений.

    На сегодня в НамИТИ работают более 330 профессоров-преподавателей. Из них 202 - с учеными степенями, 39 - доктора наук и профессора, 163 - кандидаты наук, доценты и доктора философии (PhD). Научный потенциал НамИТИ составляет 61,2 процента. Следует отметить, что количество ученых советов по присуждению ученых степеней в институте достигло трех. В них проводятся защиты диссертаций по 11 специальностям.

    Уже подписаны соглашения на 12,255 миллиарда сумов с 18 странами мира. В партнерстве реализованы семь международных проектов общей стоимостью 347,2 тысячи долларов. В рамках каждого проекта создано шесть научных лабораторий. В целях укрепления материально-­технической базы института установлены три лабораторных оборудования на 66 тысяч долларов, а также ткацкие станки и другое необходимое оснащение - на 1,5 миллиарда сумов.

    А на основе грантов Всемирного банка на 11,2 млрд сумов завезены и внедрены в учебный и научный процесс шесть лабораторных комплектов. В то же время в рамках научных проектов созданы семь современных научных лабораторий.

    Организован IT-парк, который реализует научные идеи студентов и молодежи, на что затрачено более 550 млн сумов. Учебные классы оснащены современными компьютерами, оргтехникой и смарт-телевизорами.

    Благодаря прогрессу в текущем учебном году студенты института выиграли семь стартап-проектов на общую сумму 617 миллионов сумов, пятеро получили государственные стипендии, а один из них стал обладателем стипендии Президента. Более 20 студентов приняли участие в республиканском конкурсе «Наследники Мирзо Улугбека» со своими проектами и получили признание. Четыре представителя нашего вуза награждены нагрудным знаком «Ilm-fan sohasidagi xizmatlari uchun» («За заслуги в области науки»).

    Словом, в Наманганском инже­нерно-­технологическом институте, как и во всех высших учебных заведениях респуб­лики, быстрыми темпами продолжается осуществление подобных масштабных реформ.

    Естественно, такие результаты не достигаются сами по себе. Системе образования, педагогам и тренерам государство уделяет особое внимание. Оказанное им доверие, забота и поощрение окупаются сторицей.

    В основе всей работы лежат важные и неотложные действия по повышению качества образования, укреплению позиций высших учебных заведений Нового Узбеки­стана на международной арене, борьбе с коррупцией в системе. И мы полны решимости и далее развивать и совершенствовать систему образования, готовить современные высококвалифицированные кадры. Ведь сила молодежи напрямую связана со знаниями, полученными в высшей школе.

    Одилжон Маматкаримов.
    Ректор Наманганского инженерно-технологического института.

    No date selected
    январь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates