Справляться с нелегкой задачей в период пандемии коронавируса культурной сфере помогают современные технологии. Теперь привычные экспозиции, выступления и прочее проходят в «цифре».
Искусство сегодня оказалось перед выбором: уйти на задворки или переформатироваться, чтобы не просто остаться на плаву, а продолжать развиваться, расти. И, как показывает мировая практика, выбирает второе - реформацию, дигитализацию, доступность через все возможные средства в онлайн-формате.
В нашей стране процесс только начинается. Проекты вроде сетевых инсталляций, выступлений и мастер-классов на электронных площадках пока что-то новое, непонятная диковинка. При этом у такой методики работы несложно заметить ряд преимуществ: экономия времени, средств, отсутствие необходимости постоянно перемещать экспонаты из одной точки в другую. То же можно сказать о творческих встречах, перевод их на медиаплощадки вроде приложения Zoom делает общение между представителями сферы и поклонниками искусства доступней и проще.
Да, спектр возможностей при интеграции в работу учреждений культуры технологий еще не изучен полностью. Однако республика постепенно адаптирует привычные форматы к требованиям времени. Например, Центр современного искусства в Ташкенте уже провел серию онлайн-лекций о кинематографе Центральной Азии. Казахстанский кинокритик, искусствовед и многолетний арт-директор кинофестиваля «Евразия» Гульнара Абикеева рассказала о процессе становления, настоящем и будущем сферы в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и, конечно, в Узбекистане.
Центр одним из первых внес коррективы в свою работу. Организовал ряд мероприятий в 2019-м до капитального ремонта здания, после которого планировалось официальное открытие. Теперь реконструкция перенесена на конец текущего года. Но сотрудники не унывают: практически все проекты Центра современного искусства можно адаптировать под настоящие условия. Публичная программа до закрытия на карантин включала лекции по истории музыки, мастер-классы для детей от пяти до семи лет, разработанные в партнерстве с московским Музеем современного искусства «Гараж» - первой в России филантропической организацией этого профиля.
А Академия художеств Узбекистана совместно с Дирекцией художественных выставок объявила о проведении отечественного Первого международного онлайн-фестиваля изобразительного и прикладного искусства среди специализированных художественных учебных заведений. Организация подобных фестивалей офлайн - уже своеобразная ежегодная традиция. Известные художники и ремесленники, искусные мастера, ученые-искусствоведы, педагоги и студенческая молодежь, учащиеся специализированной школы искусств работают вместе, чтобы ознакомить широкую общественность с богатым наследием национального искусства и его современным потенциалом, а самое главное - с молодыми творческими лицами.
Обычно по всей столице проходят выставки, концерты, мастер-классы с участием известных исполнителей, показы национальных костюмов, встречи и беседы за круглым столом. В этом году, как надеются организаторы, новый формат посредством сети интернет привлечет большее количество молодежи. Прямо сейчас отбираются работы по направлениям: изобразительное искусство (станковая и монументальная живопись, традиционная и компьютерная графика, театральная декорация, анимация, скульптура), современное и традиционное декоративно-прикладное искусство, фотография, контемпорари арт, дизайн и искусствоведение.
Лучшие произведения участников онлайн- фестиваля будут опубликованы на официальных сайтах Академии художеств Узбекистана, Дирекции художественных выставок, министерств культуры и иностранных дел. А что самое интересное: для участия не нужно выходить из дома. Все от отбора до награждения будет происходить в сети.
- В первые дни пандемии мы сильно переживали. А потом начали думать, как уходить в онлайн-формат и креативить там, где прежде мы это делать боялись: то ли из-за технической неопытности, то ли из-за боязни новшеств, - рассказывает художник Аббос Шарифзод. - Переход к «цифре» оставался единственным выходом - никто ничего не теряет, все только в выигрыше. Оказалось, что, несмотря на некоторые технические проволочки, сделать такое возможно. Конечно, это наш первый опыт. Однако в нашем регионе стали одними из первопроходцев. Дальше остается только расти, учиться на собственных ошибках и мировом опыте, делать все лучше. Всегда легче творить, пробовать что-то новое для себя, когда кто-то из своих уже попробовал. Тогда веришь, что все возможно. Поэтому, верю в то, что скоро и другие фестивали, биеннале и прочие начнут проводиться через интернет.
В этом контексте еще одним по-настоящему прорывным для республики проектом стала выставка «Связь. 12 символов и значения», которая запустилась благодаря Делегации Европейского союза в Узбекистане и доступна для всех бесплатно до середины ноября на сайте 12symbols.uz. Над концепцией вернисажа куратор из столицы Шахноза Каримбабаева работала долгие месяцы.
Волею судеб претворить его в жизнь получилось в непростой для сферы период. От этого инициатива стала еще более ценной, а подход только добавил идее изюминку. Так, онлайн-формат (на трех языках: узбекский, русский и английский) позволил объединить в единую концепцию достояние мировой культуры, общность человеческих ценностей, несмотря на разделяющие нас с художниками границы, временные эпохи, различия в ментальности: впервые в Узбекистане осуществляется проект, когда наряду с коллекциями государственных музеев и произведениями современных узбекистанских авторов экспонируются работы мэтров мирового изобразительного искусства: Рене Магритта, Джорджо де Кирико, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Пита Мондриана и других. Каждый экспонат снабжен комментариями куратора, дополненными цитатами художников, писателей, великих исторических личностей.
Подобные проекты постепенно привлекают все большее количество поклонников, среди которых учащаяся и работающая молодежь, которая получила сейчас полный бесплатный доступ к лучшим образцам культуры и искусства.
Тем более для таких инициатив создаются все условия, государство поддерживает созидателей и творцов. Только в этом году вышло два весьма значимых документа за подписью Президента: постановление «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства культуры Республики Узбекистан» и Указ «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества» от 26 мая.
2020-й обозначен как время для их реализации, демонстрации имеющегося потенциала, привлечения специалистов и гостей из-за рубежа. Ведь рост культуры, внимание к материальному и нематериальному наследию, широкомасштабные реформы влияют на развитие туристской сферы. Большим подспорьем в этом направлении стала и утвержденная программа по реализации Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан на 2019-2020 годы в Республике Каракалпакстан, областях и Ташкенте. Работа по исполнению мер, указанных в документе, последовательно продолжается на протяжении указанного периода. Хотя результаты есть, как отмечается в Указе, они могли бы быть заметнее и лучше.
Проблема в том, что пока отсутствует целостная система реализации Концепции, внедрения в данную сферу ИКТ, подготовки высококвалифицированных кадров, поиска и поддержки талантливых молодых творческих деятелей. А ведь, как отмечают эксперты, дигитализация и есть будущее направления. В век, когда вся жизнь человека умещается в гаджете, необходимо поспевать за тенденциями, переходить в «цифру», становиться ближе к людям посредством технологий. А что может быть приятнее, чем доставка на дом… искусства?
Сабина Алимова.
«Правда Востока».