Кроме хранительской, миссия учреждения заключается в пропаганде отечественного искусства не только внутри республики, но и далеко за ее пределами, популяризации зарубежного творчества у нас в стране. За годы существования дирекция проделала гигантскую передвижническую работу, охватившую широкую географию: от Сахалина и Камчатки до Монреаля. Было разработано несколько маршрутов по нашей стране. Выставки размещаются повсеместно: во дворцах и домах культуры, библиотеках, краевых музеях и кинотеатрах Узбекистана, иногда прямо на полевых станах.
Следуя политике государства по возрождению национальных ценностей, организация стала своего рода одним из первых представителей культуры Узбекистана за рубежом: совместно с АО НВК «Узэкспоцентр» неоднократно проводили масштабные вернисажи.
Еще одна важная функция, выполняемая Дирекцией художественных выставок, - повышение духовности и культуры населения, ознакомление граждан с достижениями в разных направлениях искусства. Ведь это важный фактор развития общества, особенно молодежи, которая должна воспитываться на лучших образцах художественного творчества.
Фонд дирекции художественных выставок насчитывает более 15 тысяч единиц хранения. Его основу в 1959 году заложила небольшая коллекция графических работ из собрания Государственного музея искусств Узбекистана, куда, кроме декоративных изделий, многие из которых датируются началом прошлого столетия, вошли произведения изобразительного искусства второй половины XX и небольшая часть XXI века. Все эти сокровища требуют постоянного грамотного учета, правильного хранения, а если надо, реставрации, на что и направлена работа учреждения.
После объединения с Центральным выставочным залом деятельность дирекции приобрела несколько иные оттенок, функции и задачи. Так, среди нашумевших масштабных проектов, например «К нам приехал цирк», который был посвящен столетию династии Зариповых. Интерактивная выставка объединила тогда множество жанров. Экспозицию посетило огромное количество зрителей. Для дирекции хороший повод не только представить цирковое искусство, но и показать прекрасные работы - театральные декорации, расшевелить молодых художников, заставить задуматься: а что у нас есть на тему цирка?
Стала традиционной поистине грандиозная экспозиция, посвященная Дню Памяти и Почестей. В этом году на ней были представлены все виды и жанры искусства: живопись, скульптура, плакат и графика, коллекция военной тематики. Особое место заняли архивные документы и фотографии.
К удачным также можно отнести вернисаж «Художники сцены», при организации которого была поставлена цель - показать жизнь за кулисами, как готовятся спектакли. Нельзя не вспомнить и ставшие традиционными инициативы из цикла «Наше наследие», в рамках которых дирекция каждый раз удивляет посетителей произведениями из своей обширной коллекции.
- Нужно работать с публикой: не только привлекать интерактивными выставками, но и воспитывать ее, - комментирует искусствовед Ильдар Хамраев. - Как? Приведу пример. Когда-то совместно с музеем города Тарту дирекция делала несколько выставок в небольшом эстонском городке - интеллектуальном и культурном центре. Знакомя зрителей с искусством Центральной Азии, эстонцы порой в ущерб собственным экспозициям отдавали выставочное пространство для ознакомления с культурой других народов. Причем видно, что такой поход для них - повседневная необходимость, даже потребность. В залах всегда много родителей с детьми. Также зрители посещают местный театр, где, скажем, в первый день идет опера, а в другой - драматический спектакль. Постоянно местные жители получают новую информацию. Подобным образом обстоит дело и с культурой чтения, к которой родители приучают детей на собственном примере. Многие приходят в библиотеку с детьми и работают над научными темами.
Вместе с тем главой нашего государства в рамках выступления на Форуме молодежи и студентов Узбекистана в июне текущего года была затронута очень животрепещущая тема в данной сфере. Нельзя не согласиться с тем, что мы богаты традициями. Но что с ними станет завтра - большой вопрос. Поэтому так важны проекты, направленные на предоставление информации в доступной форме именно строителям будущего.
В результате такой политики из поколения в поколение переходят навыки и мастерство в области прикладного искусства. Развивается миниатюра, возрождается вышивка, появляются новые прекрасные мастерицы, чьими именами мы гордимся, чьи творения пополняют собрания дирекции. Следует отметить и постоянное пополнение музейных фондов страны произведениями, созданными в годы независимости и имеющими высокую художественную ценность.
Серьезные перемены очевидны. В отношении музейного дела, сферы искусств - важнейших составляющих нашей культуры, духовности общества - принят целый ряд документов. Их созидательная направленность - своего рода толчок к приобщению народа республики к произведениям изобразительного искусства, повышению организационного уровня выставок, совершенствования сферы художественного образования, что позволит вывести искусство Узбекистана на новый виток развития.
В свою очередь задача дирекции художественных выставок, а также всех, кто болеет душой за завтрашний день национальной культуры, - не уронить поднятую за последние годы планку. Проявить большую активность, чтобы воплотить в жизнь новые творческие идеи и инициативы. Направить весь свой талант, фантазию и мастерство на создание достойных произведений, художественной летописи Родины. Чтобы через двадцать, пятьдесят, сто лет наши потомки с гордостью показывали своим детям шедевры художественного творчества эпохи независимого Узбекистана.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».