Исполнение законодательных актов и поручений в коммунальном секторе - залог развития сферы

    Мнение 27 октября 2021 1622

    Последовательно продолжая исторические традиции нашей страны, принимаются новые шаги к достижению великой цели построения важного этапа своего развития - основы третьего Ренессанса - нового Узбекистана.

    Президент Шавкат Мирзиёев в интервью главному редактору газеты «Янги Ўзбекистон» особо остановился на происходящих в стране демократических преобразованиях и широко­масштабных реформах.

    В частности, справедливая политика, основанная на принципах «Интересы человека - превыше всего» и «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», создала совершенно новую систему построения диалога, новый институт для обеспечения прав и законных интересов граждан. Это в свою очередь дает возможность решить накопленные за долгие годы проблемы, с которыми сталкиваются люди, нуждающиеся в социальной защите.

    Исполнительская дисциплина - опора гарантированного развития

    Эффективность проводимых в сфере коммунального обслуживания масштабных реформ напрямую зависит от строгой дисциплины - безусловного исполнения законодательства, направленного на постепенное решение проблем в регионах, повышение уровня и качества жизни населения, что в свою очередь достигается исключительно за счет ежедневного, а не ежемесячного планирования.

    Принятый 10 февраля текущего года Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства», без преувеличения можно сказать, стал прочным фундаментом дальнейшего укрепления исполнительской дисциплины в каждом министерстве и ведомстве.

    Наряду с этим подписанное 31 мая текущего года постановление Президента Респуб­лики Узбекистан «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение эффективной деятельности Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz» явилось новым шагом в обеспечении исполнения законодательства.

    Для внедрения новой системы в Министерстве жилищно-коммунального обслуживания проведено расширенное заседание коллегии министерства, на котором поставлены конк­ретные задачи по обеспечению безусловного выполнения требований Указа, усилению персональной ответственности руководителей всех уровней, созданию действенного механизма эффективной организации контроля. В целях исполнения последнего в центральном аппарате министерства создано Управление исполнительного контроля.

    Благодаря этой системе каждый документ и поручение доставляются ответственным исполнителям в кратчайшие сроки, обеспечивая возможность постоянного отслеживания их реального состояния исполнения. Самое главное - между всеми уровнями исполнительской системы создана технологическая цепочка почасового контроля.

    Для оперативного и своевременного решения задач создана система широкой дискуссионной площадки, в том числе налажено обсуждение исполнительской дисциплины с ответственными исполнителями по понедельникам - у министра, в другие рабочие дни - у заместителей министра.

    15 мая текущего года на заседании под руководством Управляющего аппаратом Кабинета Министров заслушан отчет о персональной ответственности руководства Министерства жилищно-коммунального обслуживания за укрепление исполнительской дисциплины. В ходе обсуждения критически проанализированы существующие системные недостатки и система организации исполнительской дисциплины, а также даны рекомендации по совершенствованию проводимой в данном направлении работы.

    Кроме того, содержание и суть новой системы исполнительской дисциплины подробно разъяснены на семинарах, проведенных в июле-августе текущего года в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте с участием ответственных руководителей и сотрудников всех уровней. Работа в этом направлении постоянно находится в центре внимания руководства минис­терства и будет продолжаться.

    Еще одним важным вопросом укрепления исполнительской дисциплины является внедрение системы оценки эффективности деятельности заместителей руководителей государственных органов (КPI) исходя из основных критериев достижения поставленных целей.

    В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О внедрении системы оценки эффективности деятельности заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления и хозяйственных объединений» от 22 июля текущего года и постановлением Кабинета Министров «Об утверждении основных критериев оценки эффективности деятельности и достижения целевых задач заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления и хозяйственных объединений» от 28 июля 2021-го внедрена система оценки деятельности заместителей министра жилищно-коммунального обслуживания и руководителей подведомственных организаций, входящих в систему министерства.

    Данная рейтинговая система позволит оценивать соответствие заместителей министров предъявляемым к ним требованиям и определять уровень личной ответственности в соответствии с возложенными на них задачами.

    В связи с этим возникает ряд вопросов: какие результаты достигнуты в министерстве с введением новой системы исполнительской дисциплины, насколько руководители и работники министерства поняли свою ответственность по исполнению обязанностей?

    В ходе анализа поручений, поступивших в министерство через Единую систему контроля «Ijro.gov.uz» за истекший период текущего года, выявлено, что из 1516 поручений 1271 исполнено своевременно, а 209 - по истечении срока исполнения.

    На сегодня в 15 указах, 28 постановлениях, 1 распоряжении Президента Республики Узбекистан, а также 108 постановлениях и 11 распоряжениях Кабинета Министров (всего 163) на министерство возложено в целом исполнение 289 поручений, из которых 117 - исполнены и 172 - находятся в стадии исполнения. Из 105 поручений, указанных в 15 протоколах совещаний под председательством руководителя страны, обеспечено исполнение 72 поручений, по 33 ведутся исполнительные работы.

    В регионах проведены целенаправленные и комплексные исследования недостатков в системе исполнительской дисциплины, приняты жесткие меры в отношении виновных, нарушивших сроки. В частности, за истекший период дисциплинарные меры применены в отношении 13 сотрудников, 2 сотрудника были уволены, 1 - понижен в должности.

    При этом необходимо особо отметить статью Управляющего аппаратом Кабинета Министров, опубликованную в газете «Янги Ўзбекистон» 24 июля текущего года, «Работа коллективная, а ответственность персональная!». Углубленный анализ причин недостатков в обеспечении высокого уровня исполнительской дисциплины, упомянутых в данной статье, позволил выявить пробелы в организации контроля в системе министерства и выработать конкретные меры и пути их решения.

    Усиление персональной ответственности руководителей и сотрудников всех уровней начиная с центрального аппарата министерства, разработка и последующий анализ индивидуальных планов работы и «дорожных карт» с учетом функциональных обязанностей позволили внедрить в министерстве систему ежедневного контроля.

    Понимание сути проводимых в сфере реформ достигается только за счет правильной организации исполнения актов законодательства и поручений во всех звеньях министерства.

    Как отметил глава государства, для обеспечения интересов народа в первую очередь нужно общаться с народом, хорошо знать заботы людей, их тревоги, желания, жизненные проб­лемы и потребности.

    Сегодня со стороны руководства и сотрудников министерства проводятся выездные приемы, позволяющие на месте организовать четкую и систематическую работу по поиску решений проб­лем населения. В контексте пандемии коронавируса, вызвавшей обеспокоенность во всем мире, вопрос рассмотрения жалоб населения стал как никогда актуальным.

    Так, при рассмотрении обращений прежде всего обеспечивается соблюдение принципов беспристрастности, недопущения ущемления прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Прилагаются все усилия для разрешения возникших проблем непосредственно на месте. Кроме того, возможность обратиться с конкретной проблемой и найти пути ее решения обеспечивают официальный сайт министерства, а также официальные страницы руководства министерства в социальных сетях Facebook, Instagram, Twitter, мессенджере Telegram.

    За истекший период текущего года в министерство, его подведомственные организации и региональные подразделения поступило 5464 обращения, из которых 5139 (95 процентов) исполнены, по оставшимся 325 проводится изучение.

    Работа с обращениями обсуждается не только в центральном аппарате, но и на заседаниях Правительства и внеочередных собраниях, организуемых в том числе в режиме видеоконференции, с участием руководителей и сотрудников подведомственных организаций.

    В результате налаженной системы возникающие проблемы населения быстро изучаются и решаются в кратчайшие сроки. Поступающие в электронном виде заявления классифицируются по темам и направляются непосредственно исполнителям, а статус их исполнения находится под строгим контролем.

    На основании обращений на данный момент большое внимание уделяется ремонту жилого фонда, построенного в 1950-1960 годах.

    Результаты принятых мер по дальнейшему совершенствованию системы сохранения и эксплуатации многоквартирного жилья за период 2017-2021 годов:

    • отремонтированы 11 млн 709 тысяч кв. м кровли жилых домов, 66 079 подъездов, внутренние инженерные сети 18 697 домов, 18 428 фасадов, установлено 42 512 металлических дверей и кодовых замков;
    • благоустроены территории 33 146 жилых домов, построены 6861 новая и отремонтированы 7663 существующих детских площадок, 117 млн 538 тысяч кв. м тротуаров забетонировано, произведен ремонт 37 436 точек системы освещения и 574 137 ирригационных лотков.

    За этот период отремонтировано 27 304 многоквартирных жилых дома (110 процентов) вместо запланированных 24 751.

    В рамках утвержденной инвестиционной программы проводится модернизация теплоснабжения центральных котельных Ташкента, Самарканда, Андижана, Бухары, Намангана, Чирчика и Янгиюля. Кроме того, в соответствии с программой ремонта и замены лифтов в 2021 году в Ташкенте будут заменены 363 единицы и обновлены 60 единиц лифтового оборудования, 45 единиц лифтового оборудования отремонтируют в других регионах страны.

    При этом вопросы совершенствования системы управления жилищным фондом страны, улучшения имущественных и социальных отношений населения к своей жилой недвижимости, а также повышения участия собственников жилья в управлении своим имуществом остаются актуальными и по сей день.

    Уровень развития коммунальной сферы - ключевой показатель благополучия населения

    Повышение уровня жизни всех слоев населения, обеспечение устойчивости социальной среды в нашем обществе тесно связаны с эффективным функционированием жилищно-коммунального хозяйства.

    Следует отметить, что в последние годы в жилищной сфере республики произошли существенные изменения. Формирование новых подходов и механизмов регулирования отношений, связанных с использованием жилых домов, показало наличие пробелов в законодательстве и потребовало совершенствования существующей нормативно-правовой базы.

    Естественно, что отсутствие целостной системы правового регулирования жилищных отношений затрудняет реализацию жилищной политики. Следовательно, существует необходимость пересмотра системы государственного управления в сфере жилья, введения эффективных механизмов регулирования жилищной политики.

    В этой связи Закон Республики Узбеки­стан «Об управлении многоквартирными домами» послужил правовой основой для регулирования таких отношений, как свобода выбора управления многоквартирными домами, самоуправление, коллегиальность, открытость и прозрачность, организационная и финансовая независимость.

    Принятое 19 июня 2021 года постановление Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами» позволило еще больше усовершенствовать систему управления многоквартирными домами, обеспечить финансовую устойчивость органов управления и послужило важной правовой основой для содержания, рационального использования и ремонта общего имущества многоквартирных домов, последовательного осуществления благоустройства прилегающих земельных участков.

    Теперь по проектам, которые планируется реализовать до 1 июля 2022 года, управляющим компаниям будут переданы 1227 многоквартирных домов в Респуб­лике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

    Управление построенным и сданным в эксплуатацию многоквартирным домом первые два года будет осуществлять застройщик. Это обеспечит гарантию того, что дома будут возводиться качественно и в соответствии с государственными стандартами. Самое главное, управляющие компании будут вести отдельный учет обязательных платежей или сборов для каждого многоквартирного дома.

    Предусмотрены субсидии за уплату обязательных взносов в поддержку семей, нуждающихся в социальной защите, проживающих в многоквартирных домах, зарегистрированных в информационной системе «Единый реестр социальной защиты» и внесенных в «железную тетрадь».

    Вместе с тем на состоявшемся 20 октября текущего года двадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан широко обсуждены вопросы реализации Закона Республики Узбекистан «Об управлении многоквартирными домами» и постановления Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами» от 19 июня 2021 года.

    На заседании также заслушан отчет Министерства жилищно-коммунального обслуживания. Отдельного внимания заслуживают предоставленные министерством ответы на вопросы депутатов, в том числе интересующие население, относящиеся непосредственно к деятельности министерства. По итогам заседания Сената принято соответствующее решение.

    Безусловно, эффективность поставленных законодательством задач в каждой сфере - результат непрерывного диалога с населением, а также своевременного и качественного выполнения поставленных задач на основе строгой дисциплины.

    Следует отметить, что коммунальный сектор - один из самых сложных в любой стране. И у нас также есть ряд проблемных вопросов, которые необходимо решить. В частности:

    • из-за многолетнего недостаточного внимания к отрасли истек срок технического состояния многих домов, инженерных коммуникаций;
    • имеются чрезмерные потери многих энергоресурсов из-за отсутствия современных информационных и коммуникационных технологий в управлении;
    • сегодняшнее время показывает, что система управления многоквартирными домами также нуждается в реформиро­вании.

    Поэтому исходя из стратегических и приоритетных задач, определенных в предвыборной программе Президента, необходимо уделять больше внимания жилищно-коммунальной сфере и выдвигать новые инициативы. С этой целью:

    во-первых, работу по обеспечению исполнения законодательства проводить ежечасно, на основе строгого порядка и дисциплины, а работу по вопросам, поднятым в обращениях физических и юридических лиц, - на основе системы районного планирования;

    во-вторых, на основе Программы ремонта жилищного фонда на 2022-2026 годы продолжить осуществление ремонта многоквартирных домов и коммуникаций, благоустройство прилегающих территорий, снос ветхих и старых домов и строительство новых;

    в-третьих, внедрить цифровизацию в сфере управления многоквартирными домами, предусматривающую прозрачность и открытость при ведении элект­ронного реестра органов управления многоквартирными домами, а также рейтинг управляющих компаний, внедрить систему биллинга, интегрированную с услугами системы электронного правительства и других министерств и ведомств;

    в-четвертых, на основе перспективных программ продолжить модернизацию и ремонт тепловых сетей в городах и районных центрах, приступить к работе по внедрению энергосберегающих проектов за счет постепенного вовлечения в сферу частного сектора.

    В результате население, проживающее в многоквартирных домах, сможет оплачивать коммунальные услуги, создавать необходимые условия и наладить систему управления отраслью с помощью современных технологий и за счет цифровизации всей системы жилищно-коммунального обслуживания.

    Следует отметить, что защита интересов человека стала одной из основных задач всех реформ, проводимых в последние годы в нашей стране, и служит ярким примером практической реализации проводимой политики в интересах граждан, а обеспечение благополучия наших людей всегда будет в центре нашего внимания.

    Назиржон Назиров.
    Заместитель министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates