Следует отметить, что принятие данного документа еще больше повысило значение института Омбудсмана как национального института по правам человека, дополнило законодательство, направленное на осуществление реформ в области прав человека, и укрепило правовые основы деятельности Омбудсмана.
Согласно закону, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) является должностным лицом, осуществляющим парламентский контроль за соблюдением государственными органами (в том числе правоохранительными и контролирующими органами), предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами законодательства о правах и свободах человека.
Также введены дополнительные гарантии полномочий Омбудсмана, порядок его избрания и законодательно закреплено беспрепятственное и эффективное выполнение возложенных на него обязанностей.
Омбудсман рассматривает жалобы граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории республики, на действия или бездействие организаций или должностных лиц, нарушающих права и свободы человека, [а также] юридических лиц, и имеет право проводить свое расследование.
При восстановлении нарушенных прав граждан Омбудсман может вносить в соответствующие государственные органы и организации меры воздействия с предостережением, представлением, ходатайством и требованием.
Закон вводит право Омбудсмана в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательные предложения, которые служат усилению мониторинговой и аналитической деятельности Омбудсмана, а также предложению законодательных решений проблем, поднятых в обращениях граждан, и восполнению правовых пробелов.
В Законе закреплены правовая деятельность общественных групп по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане, а также правовой механизм постоянной работы региональных представителей Омбудсмана в регионах, их участия в мониторинговых визитах, обращения осужденных и заключенных через «ящик Омбудсмана», установленный на территориях пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов, а также определяет правовой механизм обращения к нему лиц, лишенных свободы.
В связи с расширением и укреплением полномочий Омбудсмана представитель Уполномоченного Олий Мажлиса
Республики Узбекистан по правам человека по Навоийской области за прошедший период текущего года из поступивших более 200 обращений граждан, которые были рассмотрены и изучены с выездом на места с привлечением специалистов соответствующих организаций, около 50 лицам оказана помощь в положительном решении их проблем, остальным, в соответствии с установленными и действующими порядками, были даны правовые разъяснения.
В результате проведённых около 60 мониторинговых посещений в учреждения, где ограничено свободное передвижение, были изучены условия их содержания, уровень социально-бытовых условий, обеспечения питания в соответствии с утвержденными нормами, занятости, оказания медицинских услуг, и даны соответствующие предложения и рекомендации, направленные на улучшение пользования их прав, расширению возможностей приобретения ими разных профессий, а также обучению предпринимательству и языкам.
В целях доведения до широких слоев населения сути и значения принимаемых в стране Законов и нормативно-правовых документов проводится большая разъяснительная работа с использованием платформы мероприятий, предусмотренных в рамках проектов «Школы Омбудсмана». Такие мероприятия были проведены в 28 махаллях, где приняли участие около 2-х тысяч человек.
С уверенностью можно сказать что принятие данного Закона послужило расширению возможностей обеспечения соблюдения прав и свобод человека и повышению эффективности деятельности Омбудсмана и его региональных представителей.
Шухрат ДЖУРАЕВ.
Региональный представитель
Уполномоченного Олий Мажлиса
Республики Узбекистан по правам человека
(Омбудсман) по Навоийской области.









