Исполнительская дисциплина - ключевой фактор эффективности реформ на местах

    Образование 19 июня 2021 766

    Руководство страны придает особое внимание развитию образования и воспитания, а также повышению статуса педагогов в обществе. Это в свою очередь создает благоприятные условия для обеспечения надежного фундамента Нового Узбекистана, поэтапное возведение которого предстоит осуществить молодому подрастающему поколению.

    Как известно, любой прогресс не может состояться без обеспечения качественного образования, за которым стоит нелегкий и кропотливый труд педагогов, достойный почестей и внимания.

    Этот основополагающий компонент проходит красной нитью во всех ключевых документах и докладах Президента страны.

    В результате поэтапно реформируется система образования, воспитательный процесс приобретает общенародный характер, достойно стимулируется труд педагогов и работников системы народного образования, постепенно улучшаются условия их жизни, а наше государство с уверенностью делает шаги к занятию достойного места среди развивающихся стран на международной арене.

    Следует отметить, что, несмотря на тяжелый период восстановления экономики после пандемии, и даже при полном закрытии школ руководством страны принято решение о своевременной выплате заработной платы учителям.

    Помощь развитию школьного образования приобрела общенародный характер, став общенациональным движением. Существенно увеличились средства, направляемые из Государственного бюджета, местных бюджетов, а также спонсорами на улучшение состояния учебных заведений.

    Руководители секторов, министерств и ведомств систематически посещают школы, помогая при этом в вопросах их ремонта и оснащения.

    За последние четыре года наряду с искоренением принудительного труда кардинально сокращена бюрократическая отчетность для высвобождения времени педагогов по самостоятельному повышению квалификации и работе с учениками.

    Количество школ увеличилось с 9658 до 10 008, строительство вновь возводимых осуществляется в соответствии с проектом «Современная школа», число занятых в организованных 36,5 тысячи школьных кружках и 215 детских школах «Баркамол авлод» составило 170 тысяч учащихся.

    В целом последние годы ассоциируются со многими инициативами, реализованными впервые в истории Узбекистана в сфере народного образования:

    • Президент лично поздравил педагогов и наставников с профессиональным праздником, а также всех выпускников школ страны;
    • созданы Президентские школы для одаренных детей;
    • победители международных предметных олимпиад стали получать существенные денежные призы в размерах до 110 млн сумов;
    • республиканские олимпиады проведены в разных регионах, а также организованы олимпиады с частными партнерами;
    • запущено 3 бесплатных образовательных телевизионных канала с трансляцией по всей стране;
    • негосударственным образовательным организациям дано право выдавать аттестаты государственного образца, а также заниматься повышением квалификации учителей;
    • Узбекистан подал заявку на участие в международных исследованиях качества образования и провел исследование PIRLS, а также испытательные исследования PISA;
    • учителя иностранных языков получили право использовать в учебном процессе альтернативные учебники и методики с компенсацией расходов на их приобретение за счет бюджета;
    • внедрен механизм компенсации расходов, связанных со сдачей экзаменов на проверку уровня владения языками по таким международным системам, как IELTS, TOEFL и т.д.

    Еще одним важным этапом реформ стало сокращение бумажной волокиты и бюрократии. Так, количество документов, заполняемых педагогом, сократилось с 7 до 1 (журнал оценок), классным руководителем - с 10 до 2, психологами - с 27 до 8. При этом начата активная цифровизация и, соответственно, синхронизация баз данных, что позволит исключить дублирование и бумаго­творчество.

    В настоящее время в республике функционируют 10 008 государственных общеобразовательных и 189 негосударственных школ. Из них в 2020 году открыты 56 специализированных школ с углубленным изучением математики, 28 - по химии и биологии, 14 - по информационным технологиям. В сентябре 2021 года для учеников откроют двери 14 таких школ по физике и 207 по иностранным языкам.

    Наши одаренные ученики, приняв участие в международных олимпиадах, завоевали 4 золотые, 18 серебряных и 30 бронзовых медалей.

    Следует подчеркнуть, что, обращаясь к молодежи, руководитель государства сказал: «Помните - вы созидатели нового Узбекистана, строители нового Ренессанса».

    Данное историческое обращение Президента страны с восторгом воспринято выпускниками, которые еще увереннее делают шаги во взрослую жизнь.

    Так, с 2016 года в целях реформирования системы образования принято 76 нормативно-­правовых актов Президента и Правительства, акцентирующих внимание на обеспечении непрерывности образовательного процесса, повышении качества образования, укреплении материально-технической базы образовательных учреждений, повышении статуса учителя в обществе и усилении их социальной защиты. В том числе Указ Президента Республики Узбеки­стан от 29 апреля 2019 года № УП-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года», который определил вектор развития школьного образования на долгосрочную перспективу.

    В результате своевременного и качественного исполнения вышеуказанных документов поэтапно реформируется система народного образования.

    Следует отметить, что эффективность и повсеместность реализуемых реформ могут достигаться только при наличии системных механизмов контроля исполнительской дисциплины, которые усовершенствованы согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 10 февраля

    2021 года № УП-6166 «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства», а также постановлению Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2021 года № ПП-5132 «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение эффективной деятельности Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz».

    В соответствии с данными документами утвержден новый порядок организации контроля и подотчетности исполнения законов, Указов, постановлений, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан. В частности:

    обозначены новые временные параметры мониторинга исполнения поручений Президента Республики Узбекистан посредством Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz»;

    в цепочку мониторинга исполнения поручений включено Министерство юстиции, в структуре центрального аппарата которого организовано Управление по контролю за исполнением актов и поручений Президента;

    с 1 апреля 2021 года вопросы назначения и освобождения от должности руководителей подразделений, ответственных за исполнительскую дисциплину, во всех государственных органах республиканского уровня в обязательном порядке согласовываются с Сектором по обеспечению исполнительной дисциплины Администрации Президента Республики Узбекистан;

    с 1 мая 2021 года контроль исполнения, ведение контрольных картотек и формирование отчетов осуществляются исключительно через систему «Ijro.gov.uz».

    Наряду с этим определена персональная ответственность руководителей всех государственных органов за безусловное, своевременное и результативное исполнение поручений Президента, при этом внимание акцентируется на следующих приоритетных задачах укрепления исполнительской дисциплины:

    во-первых, организация персонального контроля подготовки проектов НПА, проведение соответствующих экспертиз, а также своевременного согласования в уполномоченных органах;

    во-вторых, принятие комплекса мер по оперативному доведению до непосредственных исполнителей принимаемых актов законодательства, в том числе разъяснению широкой общественности и населению достигаемых результатов и поставленных целей;

    в-третьих, личный контроль исполнения актов законодательства и поручений с постоянным критическим изучением реального положения дел на местах, мобилизовав при этом необходимые силы и средства;

    в-четвертых, популяризация практики выражения своего мнения в средствах массовой информации всеми сотрудниками сферы, проведения встреч в махаллях, а также школах для разъяснения сути и значения проводимых реформ.

    В связи с этим, учитывая важность поставленных задач, Министерством народного образования в феврале текущего года на заседании коллегии с участием руководителей территориальных подразделений народного образования обсуждены основные аспекты принятого Указа Президента Республики Узбекистан от 10 февраля 2021 года № УП-6166, утвержден план действий по его реализации.

    Следует также отметить координирующую роль Правительства в доведении до ответственных работников министерств и ведомств изменений в процессе мониторинга исполнения поручений Президента Республики Узбекистан.

    Примером тому служат организованные в марте и июне текущего года семинары, на которых ответственные работники Кабинета Минист­ров, Министерства юстиции и Счетной палаты разъяснили основные механизмы принятых документов.

    Учитывая большой объем задач, стоящих перед Министерством народного образования, для их своевременного и полного решения внедрен системный подход к обеспечению исполнительской дисциплины.

    В частности, каждый заместитель министра имеет достаточные полномочия, ресурсы и несет персональную ответственность за достижение поставленных перед ним задач.

    При этом в структуре министерства организован постоянно действующий штаб под руководством первого заместителя министра по обеспечению полноценной реализации поставленных задач и достижению целевых ориентиров.

    Управление по стратегическому анализу постоянно анализирует достижение ключевых целевых ориентиров, в том числе по каждому направлению заместителей министров, и вносит предложения по принятию упреждающих мер при изменении внешних факторов.

    В частности, во время подготовки материалов для визитов главы государства в регионы, а также совещаний под руководством Президента страны подготавливаются предложения по решению вновь возникающих вопросов исходя из определяемых новых задач и приоритетов.

    При необходимости вносятся дополнительные предложения в проекты протоколов совещаний, которые помогают обеспечить полноценное и качественное решение поставленных руководством страны задач перед сферой народного образования.

    Организационно-контрольное управление с использованием системы электронного документооборота осуществляет контроль исполнения всех задач в разрезе каждого исполнителя и курирующего заместителя министра.

    Ведется особый учет подготавливаемых нормативно-правовых актов, так как для их межведомственного согласования и общественного обсуждения требуется определенное время.

    Для ускорения межведомственного согласования проектов документов внедрена четкая система работы с соответствующими министерствами и ведомствами: каждый исполнитель проекта документа старается максимально его согласовывать на уровне исполнителей соответствующего министерства.

    При необходимости для ускорения согласования вопрос эскалируется на уровне заместителей министров, а в случае необходимости - на уровне министров.

    Созданная постановлением Президента Респуб­лики Узбекистан возможность дополнительного стимулирования работников за счет внебюджетных источников является эффективным инструментом для поощрения инициативных и ответственных, а также принятия мер в отношении тех, кто допустил срыв сроков реализации задач. Каждый заместитель министра по итогам деятельности каждого работника вносит предложения либо по их дополнительному материальному стимулированию, либо принятию соответствующих мер.

    Данный механизм осуществления контроля исполнительской дисциплины, налаженный в центральном аппарате министерства, по вертикали управления внедрен в областных и районных подразделениях народного образования, распределяя при этом зоны ответственности всех руководителей и исполнителей каждого звена, охватив каждую махаллю и школу.

    Таким образом, созданные постановлением Президента страны условия позволили сформировать эффективную команду центрального аппарата министерства, в том числе состоящую из выпускников зарубежных вузов, а также качественно организовать работу по обеспечению исполнительской дисциплины.

    Вместе с тем еще предстоит большая работа по доведению данной системы до каждой школы страны. Для этого завершается работа по обеспечению школ высокоскоростным интернетом, принимаются меры по созданию внутренних компьютерных сетей и обеспечению современным компьютерным оборудованием.

    Также требуется повышение компьютерной грамотности сотрудников школ, для чего, кроме финансовых ресурсов, необходимо и дополнительное время.

    Таким образом, являясь одной из самых много­численных государственных структур, Министерство народного образования, включающее в себя 10 008 школ, в которых обучаются 6,2 млн учеников и трудятся более 700 тысяч педагогов и сотрудников, должно с высокой степенью ответственности подходить к каждой возложенной на него задаче, четко осознав принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

    Для этого необходимо также уделять особое внимание улучшению работы с обращениями граждан.

    В 2020 году системой народного образования рассмотрено 23,5 тысячи обращений. По результатам, которых:

    • 12,3 тысячи решены положительно;
    • 162 - направлены по принадлежности в другие государственные органы;
    • по 11 тысячам в установленном порядке даны разъяснения.
    • Следует отметить, что большинство поступающих обращений в основном несут локальный характер и могут решаться непосредственно на местах.
    • Поэтому для оперативного решения возникающих проблем на местах в 2021 году повсеместно по республике проведены выездные приемы, на которых:
    • приняты 17 тысяч человек;
    • на месте решены вопросы 5 тысяч физических и юридических лиц;
    • задокументировано и обеспечено рассмот­рение в установленном порядке 12 тысяч обращений.

    В целях создания удобств для населения организована возможность непосредственного обращения в министерство через официальные каналы в социальных сетях. В частности, официальная страница министерства в Facebook (www.facebook.com/uzedu) является одной из самых посещаемых среди страниц госорганов страны. Систематически проводятся открытые диалоги по актуальным темам, где пользователи сети в режиме реального времени могут задавать вопросы и получать ответы от руководства министерства и соответствующих экспертов.

    Также принимаются меры по доведению до населения интересующей информации и через другие средства массовой информации, официальный веб-сайт www.uzedu.uz и Telegram-канал https://t.me/uzedu.

    В целях установления непрерывного диалога с населением организован call-центр министерства (+998 71 202-09-09), который будет служить механизмом оперативного реагирования на возникающие вопросы граждан, а также получения предложений по улучшению качества образования.

    Подытоживая, хотел бы подчеркнуть, что реформы в системе народного образования будут продолжены, вся команда министерства приложит максимум усилий для своевременной и качественной реализации поставленных амбициозных задач по занятию достойного места в международно признанных рейтингах.

    Для этого необходимо, чтобы каждый учитель и родитель с особой ответственностью прививал подрастающему поколению чувство уважения к старшему поколению и национальным ценностям, а также стремление получить хорошее образование!

    Шерзод Шерматов.
    Министр народного образования Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates