Следует признать, что по мере развития городов вопрос автомобильных пробок становится практически неразрешаемым. Исходя из мирового опыта смягчить ситуацию можно только путем общественного воспитания и повышением культуры общения в целом. Так сможем ли мы это сделать?
Прежде чем перейти к теме, поговорим об общественном воспитании, которое проявляется во взаимном уважении между людьми, способности каждого из нас принять всех членов общества независимо от статуса и социального положения. Это и является одним из критериев общественного воспитания.
Идеальное общество - то, в котором позиция любого гражданина максимально ясна, соблюдаема и уважаема. Например, задача коммунальных служб, отвечающих за чистоту города, понятна. А считать такую деятельность постыдной - нарушение критериев концепции идеального общества. Однако, к сожалению, если оглянуться вокруг, становится очевидным: пока мы не можем вписаться в это понятие полностью.
Теперь вернемся к теме пробок. Как отмечено выше, использование общественного транспорта, являющегося решением проблемы пробок, почему-то также считается некоторыми в нашем обществе чем-то постыдным.
Откуда это взялось? С таким вопросом мы обратились к представителям старшего поколения.
Говорят, раньше с общественным транспортом проблем было больше, чем сейчас. Автобусов не хватало, а их интервалы движения не соизмерялись с потребностями пассажиров. Словом, комфорт практически отсутствовал.
В таких условиях большинство людей, имеющих возможности, отдали предпочтение личным авто. Постепенно это вошло в «традицию», а автомобиль стал символом роскоши. Сегодня, согласно данным Агентства статистики, количество легковых машин в Узбекистане достигло четырех миллионов.
В ситуации с пробками, которую мы наблюдаем, не пора ли стереть из сознания понятия «традиция» и «автомобильная роскошь»? В конце концов они мешают нашей повседневной жизни, не так ли?
Холмумин Ёвкочев, работающий в престижной международной компании и проживающий в Яшнабадском районе столицы, уже десять лет ездит на работу на автобусе.
- Многие удивляются, почему я, зарабатывая приличные деньги, езжу на общественном транспорте. А мне это удобно, - делится Х. Ёвкочев. - У нашей семьи есть машины. Но в основном используем их для дальних поездок. В городских условиях удобнее всего общественный транспорт. Во время поездок за границу убедился, насколько упрощает жизнь людей использование автобусов, метро или линейных такси. Разница между возможностями общественного транспорта в Ташкенте вчера и сегодня весьма существенная. Вот почему рекомендую своим детям пользоваться общественным транспортом. И прежде всего сам подаю им пример.
Что, если бы большинство из нас думали именно так? Мы хотели бы, чтоб все современные родители могли объяснить своим чадам: ездить на общественном транспорте не стыдно. А сокращение машин на дорогах позволит улучшить воздух родного города.
Как-то я стал свидетелем неприятного происшествия на остановке. Ожидавший автобус мужчина лет пятидесяти объяснял водителю автомобиля, что тот незаконно припарковался на остановке. Возникло взаимное недопонимание, и дело дошло до потасовки. Точку в этой словесной перепалке поставила фраза: «Вы обычный человек, который ездит в автобусе. Знайте свое место и действуйте в соответствии с этим». На мой взгляд, данный инцидент является отражением общей ситуации.
Итак, если мы не придаем значение важности использования общественного транспорта, покупка тысяч автобусов и сокращение интервалов их движения вдвое не избавят наши дороги от пробок.
Так как же изменить ситуацию? Прежде всего усилить кампанию в этом направлении. И пусть примером будут служить известные люди. Ответственным работникам данного сектора тоже следует широко использовать общественный транспорт, изучать мнение людей и на этой основе устранять имеющиеся недостатки. Несмотря на то, что общественный транспорт сегодня работает лучше, чем вчера, проблем по-прежнему хватает.
Во-вторых, на работу, учебу и разного рода мероприятия должно быть удобно добираться на общественном транспорте, а не на машине. Согласно мировому опыту, некоторые страны уже внедрили это в практику.
В-третьих, следует кардинально пересмотреть маршруты движения наземного общественного транспорта, в частности, автобусных маршрутов в столице. Необходимо серьезно подумать о быстрых путях передвижения из каждого конца города в любом направлении и создать условия для населения. Сегодня мы наблюдаем, как на некоторых маршрутах все еще используются объезды для увеличения количества пассажиров, что приводит к искусственному отдалению коротких расстояний.
В-четвертых, желательно, чтобы автобусы и поезда метро передвигались с полным соблюдением установленного интервала. Несмотря на наличие расписаний на остановках, автобусы на некоторых маршрутах не всегда соблюдают интервал. Какие-то намеренно передвигаются в часы пик медленнее, чтобы «оправдать расходы», и стараются вместить в салон как можно больше пассажиров.
В-пятых, ответственным лицам следует пересмотреть квалификационные требования к водителям автобусов. Каждый третий пассажир жалуется на грубое их обращение, ненадлежащее поведение и даже на гонки с другими автобусами.
Решение подобных проблем позволит людям сделать выбор в пользу общественного транспорта. Ведь это и есть основное решение дорожных пробок.
Жонибек Алижонов.