Исследовательский подход к оценке качества образования: опыт Нового Узбекистана

    Развитие человеческого капитала, как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, служит фундаментом третьего Ренессанса, а реформирование школьного образования - один из приоритетов государственной политики страны. В результате за последние годы в республике кардинально усовершенствована система оценки качества образования. Данный процесс предполагает переход от старых методов, основанных по большей части на заучивании знаний учащимися, к новой системе, призванной оценивать креативность, логическое мышление и умение ребят работать в команде.

    До настоящего времени Узбекистан не участвовал в международных исследованиях по оценке качества образования, что ограничивало наши возможности для оценки текущей ситуации на международном уровне, анализа и сравнения с другими странами. По инициативе Президента в этом направлении были сделаны первые шаги. В частности, в 2021-м Узбекистан приступил к участию в международных исследованиях PISA, PIRLS, TALIS, что играет важную роль в развитии и совершенствовании сферы просвещения.

    Еще в 2019-м глава нашего государства поставил задачу войти к 2030 году в число 30 передовых стран мира по рейтингу Международной программы оценки образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). О результатах проводимой в этом направлении работы специалисты сферы говорили на международной научно-практической конференции, организованной в столице при содействии Министерства дошкольного и школьного образования, Национального исследовательского института профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони, Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития.

    - В Новом Узбекистане уделяется пристальное внимание вопросам международной интеграции в подготовке кадров, владеющих современными навыками, широким мировоззрением, вносящих вклад в совершенствование отечественной системы образования, - отметила министр дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан Хилола Умарова. - Представленные первые результаты исследований системы образования Узбекистана в PISA послужат важным фактором для дальнейших шагов к достижению поставленных целей. Тем не менее остаются проблемы, о которых мы говорим открыто. И наша задача - сделать все возможное для их скорейшего разрешения. Для этого мы опираемся на знания и потенциал квалифицированных и трудолюбивых наставников.

    На основе мировых стандартов и руководств в Узбекистане создана новая институциональная основа обеспечения качества образования. Актуальные цели и задачи в этом направлении закреплены в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Они призваны повысить качество системы непрерывного образования, обеспечить все учебные заведения (от дошкольных организаций до вузов) современным оборудованием, вывести отечественную систему подготовки кадров на совершенно новый уровень.

    К настоящему времени респуб­лика уже участвует в международных программах по оценке грамотности учащихся PIRLS, TIMSS, PISA, TALIS. В этом направлении Узбекистан наладил тесное взаимодействие с Организацией экономического сотрудничества и развития, Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений, Всемирным банком, Австралийским советом по исследованиям в области образования, Службой образовательного тестирования (США), Международным центром обеспечения лингвистического качества KAPSTAN (Бельгия), Институтом стратегии развития образования (Россия) и другими престижными организациями.

    Международная программа оценки PISA признается в мире как эффективное средство измерения грамотности, творческого и логического мышления подростков, оценки их навыков и умения применять полученные в школе знания в реальных ситуациях. Словом, оценивается готовность ребенка к самостоятельной жизни. Вместе с тем страны, участвующие в исследовании, эффективно используют результаты PISA при определении долгосрочных образовательных стратегий. Это касается совершенствования методик обучения, содержания учебных программ и учебников, формирования благоприятной среды в школах.

    Как сообщили на конференции, в целях расширения потенциала педагогов, развития у учащихся практических навыков, предметной грамотности, логического и творческого мышления по международным исследовательским программам отобрано 348 школ и координаторов по 14 регионам. Для оказания методической помощи учителям прошли обучение 260 национальных и 1750 региональных тренеров. Кроме того, разработано 35 учебно-методических и 250 видеоматериалов по чтению, математике, естественнонаучной грамотности и творческому мышлению. В общей сложности в исследовании PISA приняли участие 7363 мальчика и девочки в возрасте 15 лет и обучающиеся в 202 образовательных учреждениях, включая общеобразовательные и профессиональные школы, академические лицеи. Примечательно, что учебные заведения отобраны случайным образом на основе принципа репрезентативности.

    Международные исследования по оценке знаний учащихся проводятся одновременно в странах мира с периодичностью каждые три-пять лет. В частности, в ноябре 2019 года организовано исследование по определению Индекса человеческого капитала, в 2021-м - REDS и PIRLS (по оценке нарушений в образовании), в 2022-м - PISA, в 2023-м - TIMSS. Обеспечить достоверность их результатов - приоритетная задача.

    - Всемирный банк рад оказывать поддержку реформам в сфере образования в Узбекистане, - подчеркнула руководитель программ ВБ по вопросам развития человеческого капитала в Центральной Азии Тазин Фасих. - Участвуя в PISA, Узбекистан получает уникальную возможность собрать информацию о дополнительных факторах, связанных с успеваемостью учащихся. Эти данные позволяют определить приоритеты политики, направленной на повышение качества образования. ВБ настроен на постоянное сотрудничество с Министерством дошкольного и школьного образования страны и готов оказывать помощь правительству в разработке планов действий на основе результатов PIRLS и PISA, а также продолжить участие в следующем этапе международных исследований, так как они помогают оценивать эффективность образовательной политики и принимать обоснованные решения для улучшения процессов обучения и повышения качества образования.

    Главная цель участия Узбекистана в международных исследованиях оценки качества образования - наряду с достижением высоких позиций в сфере осуществлять мониторинг текущего состояния системы образования, выявлять недостатки и принимать стратегические решения. Так, Министерством дошкольного и школьного образования достигнута договоренность с Организацией экономического сотрудничества и развития об участии в исследованиях престижной программы в 2025 году. Это предоставит возможность наблюдать за результатами реформ, которые будут проводиться в сфере в течение ближайших нескольких лет, а также оценивать их эффективность.

    Таким образом, международные исследования в области изучения качества образования позволяют государствам оценивать свои сильные и слабые стороны в сравнении с мировым образованием. Они дают возможность получить научно обоснованную и достоверную информацию о системе образования в стране, образовательной среде, организации процесса обучения, способности учащихся критически и творчески мыслить, применять полученные знания в жизни. Все это - залог достижения страной высоких экономических показателей.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».