На протяжении многих лет заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, кавалер ордена «Дустлик» Р. Фархади - инициатор образовательных проектов, проводит мастер-классы с ребятами на темы экологического воспитания через поэзию и живопись. И сегодня, в век всеобщей компьютеризации и роста популярности сетевых игр, для подростков врачевание словом приобретает особую актуальность.
В одном из своих очерков Раим Фархади поделился с читателями воспоминаниями о детстве: «У нашего дома была глиняная крыша, и весной на ней буйно поднимались травы, цвели красные маки и колокольчики. Отсюда хорошо виднелись сверкающие бирюзой самаркандские памятники Регистан, Биби-Ханым, Гур-Эмир и другие. Казалось, движется вдали чудесный караван…».
Те годы оставили в душе поэта глубокий след, предопределив судьбу. «Детство и юность, напутствия родителей и наставников всегда в моем сердце. Это светлые родники вдохновения, - делится он. - И на творческих встречах с детьми мне легко путешествовать в тех пространствах и временах, которые пройдены и пережиты мной давным-давно».
- Многие знают вас как автора литературных переводов Алишера Навои и поэтов-современников, а также творческих работ, которые включены в учебники для детсадов, колледжей и вузов. Чем же объяснить изначальный выбор профессии врача? Это была дань семейным традициям?
- Дед и отец были врачами. Возможно, царившая в доме атмосфера и предопределила выбор. Окончил Самаркандский государственный медицинский институт (ныне университет), некоторое время работал в одной из больниц родного города. При этом поэзия всегда манила своей особенной притягательной силой. Можно сказать, связав жизнь с литературной стезей, все же остался верным заповедям Гиппократа, Ибн Сино и великого естествоиспытателя Гёте. Из многих методов лечения выбрал врачевание словом. А оно, как известно, действует не менее эффективно, чем любое лекарство. Конечно, если имеет благодатную силу, вложенную в процесс творчества.
Сначала в свет вышла небольшая книжка «Утренняя песнь». Затем были изданы «Муравьиное метро», «Фантазер», «Сады ветров», «Фрески Афрасиаба» и другие.
Большое впечатление на меня произвела поездка на Устюрт, где увидел первые приметы обмеления Аральского моря.
Так родились строки:
Уступы остры и покаты,
Соленые травы поникли.
Щемящее чувство утраты,
И странно: к нему мы привыкли…
Строки об Арале возникли сразу как только увидел обнаженные скалы и наступающую пустыню. Можно сказать, с этого момента открыл для себя в поэзии новую тему - экологическую. С тех пор самое главное в творчестве - сохранение человеческого в человеке, мировой гармонии, вечной и одновременно хрупкой земной красоты.
- Вы не только мастер пера, но и кисти. Расскажите о процессе создания прозы, поэзии и картин.
- Если говорить о книгах, они, словно дети, все желанны и любимы. Иначе бы не появились на свет. Другое дело, что у них бывает разная судьба - счастливая и не очень. Хорошо, что многие из черновиков сохранились, часто обращаюсь к ним. Так понял, что всю жизнь пишу одно произведение. Это сродни труду садовника. Стихотворения - растения. В них «произрастают» слова, наполненные чувством, мыслью и еще какой-то осязаемой энергетикой. Вдохновение - вдох нового. Если оно не увлекает тебя, не зовет к поиску, не поглощает полностью, лучше заняться чем-нибудь другим.
Что же касается живописи, то часто вначале появляется стих, а затем уже и художественное его воплощение. Интересен сюжет жизни. А то, какое воплощение он найдет, зависит от душевного настроя. Такова, к примеру, картина «Ирисы», поэтические строки к которой посвящены самому дорогому и близкому человеку - маме.
Полотна - это еще один из плодотворных путей диалога с детьми. Направление, в котором их создаю, называю экографикой, так как достигать всевозможных сочетаний оттенков удается благодаря цветам и листьям бразильского паслена, райхона, тутовника и других растений.
И когда ребята видят, как с помощью природного материала рождаются на свет живописные картины, стихотворные строки к ним, их охватывает восторг. От того, что являются свидетелями появления на свет произведения искусства. Оно синтезирует в себе гармонию внешнего и внутреннего мира. У многих появляется желание попробовать создать подобное самим. Так развивается творческая фантазия.
- Человека во многом формирует среда, в которой он растет. Что должен сделать каждый из нас, чтобы привить новому поколению любовь к искусству?
- Не могу дать ответ, как в аптеке, где огромный выбор лекарств. Следует опираться на традиции, положительный опыт каждой семьи. Много примеров, подтверждающих, что все дети талантливы по-своему. Важно разглядеть в них искорки дарований и постоянно поддерживать этот трепетный огонек. А родителям, к сожалению, часто некогда серьезно заниматься ими.
Права древняя восточная мудрость: «Дети растут, играя». Вот почему в проиллюстрированной рисунками малышей книге «Азбука природы» строю площадку интерактивных занятий. В ней есть разделы с загадками, песенками, даже кроссворды со стихами и «сказочные буквы» для семейного чтения.
Многие сегодня винят Всемирную паутину в нежелании подрастающего поколения читать литературу. Но, по сути, интернет - большая книга. Надо только научиться находить в ней полезные интересные страницы. И все же ничто не заменит книгу в привычном для нас печатном виде.
Некоторые горды тем, что прочитали сотню произведений. А вынесли ли из них что-то для себя, обогатили ли свой внутренний мир? Поверьте, важно не количество. Намного ценнее, если ты прожил вместе с героями (пусть нескольких литературных шедевров) подлинную жизнь. Ведь в словах - невидимая сила. Истории Лейли и Меджнуна, Ромео и Джульетты обычны. Это художники слова смогли благодаря фантазии и таланту превратить их в настоящие произведения искусства.
Молодежь должна осознать ценность духовной жизни. Тогда и общество, значимую часть которого она составляет, ждет великое будущее.
С ранних лет литература позволяет формировать всесторонне развитую личность с обостренным чувством справедливости, не приемлющую ложь. Вот, к примеру, ребенок увидел, как у дома спилили дерево ради стоянки для автомобиля. Это не только удар по экологическому состоянию среды, ущерб биологическому разнообразию. Наносится серьезный вред здоровью - физическому и духовному. В этой, как и во многих других жизненных ситуациях, нельзя проходить мимо, оставаться равнодушными. Есть и другая сторона этого вопроса. Глядя на нас, малыши выстраивают собственную модель поведения. Стоит помнить простую истину: дети - наше отражение, и их воспитание надо начинать с себя.
Хотелось бы всем пожелать мира в доме, согретом улыбками детей и взрослых. Сила дружбы и взаимопонимание были и остаются основой нашего движения к светлой мечте, счастью, торжеству справедливости. Сама жизнь и есть, несмотря на любые испытания, неповторимая сказка, которую надо прожить достойно, оставляя добрый след на земле.
Беседовала
Сабина Алимова.
«Правда Востока».









