Программой визита, организованного при содействии ФАО и Института развития села и сельскохозяйственной политики Грузии, предусмотрены встречи со специалистами Министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства, Национального продовольственного агентства и Национального агентства вина, а также Национального центра интеллектуальной собственности Грузии (Сакпатенти).
Рассмотрены правовая база и инструменты продвижения системы географических указаний. Члены делегации Узбекистана узнали о том, как применение географических указаний позволяет гарантировать качество и завоевывать доверие покупателей, одновременно способствуя расширению местного рынка и увеличению экспорта.
В Грузии зарегистрировано 36 наименований мест происхождения товаров и 24 географических указания, а более 100 продуктов потенциально могут приобрести географические указания в будущем. Кроме того, Грузия заключила разные международные и двусторонние соглашения для обеспечения охраны грузинских продуктов с географическими указаниями за рубежом, включая Парижскую конвенцию, Лиссабонское соглашение, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Во время встречи в ассоциации «Ахалкалакский картофель» было отмечено, что картофель, выращенный в Ахалкалакском муниципалитете, всегда был популярен и востребован в Грузии благодаря высокому качеству и особому вкусу. Необходимость регистрации географических указаний для ахалкалакского картофеля возникла из-за того, что многие производители за пределами региона продавали обычный картофель под маркой ахалкалакского, чтобы получить более высокую прибыль. Председатель ассоциации поделился опытом применения географических указаний для защиты производителей и извлечения выгоды за счет популярности продукта.
В регионе Кахетия делегация из Узбекистана на сыроварне ознакомилась с особенностями производства знаменитого грузинского сыра сулугуни, а на винном заводе корпорации Киндзмараули - с производством вина, процессами хранения и выдержки в традиционных глиняных сосудах - «квеври». Этот уникальный сосуд зарегистрирован как географическое указание и внесен ЮНЕСКО в Список объектов нематериального культурного наследия человечества. Директор корпорации рассказал о том, как применение географических указаний положительно повлияло на качество и объем продаж вина.
Глава департамента интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Узбекистана Есемурат Каньязов отметил, что опыт Грузии в создании эффективной системы государственного учреждения вполне может быть применим и в Узбекистане, где этот вид интеллектуальной собственности еще только предстоит сформировать.
«Узбекистан, как и Грузия, обладает большим потенциалом производства товаров и продуктов, имеющих тесную связь с территорией происхождения, местными технологиями и знаниями, что дает нам возможность применения передовой международной практики разных видов интеллектуальной собственности для территориального развития, - говорит Есемурат Каньязов. - Мы намерены использовать полученные знания и опыт в Узбекистане.
ФАО реализует в Узбекистане проект «Укрепление устойчивых продовольственных систем с помощью географических указаний». Цель проекта - способствовать развитию сельских районов страны посредством широкого внедрения географических указаний (отличительных знаков о географическом происхождении товаров и продуктов, что является гарантией их качества, репутации и особых характеристик), сообщает УзА.
Благодаря реализации проекта ФАО понятие географических указаний все прочнее входит в жизнь сельскохозяйственных производителей, имея все возможности для повышения экспортного потенциала региона о создании отечественных брендов. Узбекистан располагает завидным потенциалом – это сельскохозяйственная продукция и широкий ассортимент уникальных национальных продуктов питания, многообразие культурного наследия и многовековой опыт ремесленного производства. Так, например, знаменитые хорезмские дыни, шерабадские и кувинские гранаты, паркентский виноград славятся не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Есть все возможности для того, чтобы занять место в одном ряду с такими яркими примерами узнаваемых во всем мире брендов, как бразильский кофе, швейцарский сыр, китайский шелк.
С принятием разработанного при участии специалистов ФАО Закона Республики Узбекистан «О географических указаниях», традиционные товары, тесно связанные с местом их происхождения, могут приобретать в Узбекистане статус «географических указаний» и получать правовую охрану в качестве объектов интеллектуальной собственности.