Кем же была эта удивительная женщина, как начала творческий путь и каким чудом сохранила веру, любовь и надежду в тяжкие времена репрессий, войны и исторических потрясений?
Жизнь Зульфии - не просто судьба. Настоящая легенда. Героический сказ о женщине, которая смогла преодолеть все трудности и стать голосом народа. Дух и мотив, содержание и направления, кульминационные точки, цели, идеи и идеалы стихотворений поэтессы идут рука об руку с общечеловеческими ценностями.
В историю она вошла как один из самых интересных авторов благодаря контрастности в творчестве. Мастерски соблюдала грань между жесткой, суровой реалистичностью описываемых событий и воодушевляющей, словно теплое прикосновение родной матери, лиричностью языка. Строфа становится то вдумчивой, с философскими нотами, то веселой, дарящей надежду. В результате каждая работа Зульфии - идеально выверенное единство рациональной мысли и пламенных страстей, а герой - интеллектуал, умеющий чувствовать, знающий, когда необходимо действовать, а когда - жить моментом, созерцать. Возможно, в этой двойственности и заключается ответ на вопрос: как столь простая, нежная и хрупкая женщина смогла облечь в слова духовную силу узбекского народа, его способность к великим делам?
Как смелый борец за равные права женщин Востока она непрестанно говорила о сильных представительницах прекрасного пола - ученых, учителях и простых труженицах. Вместе с тем любимый образ поэтессы, проходящий через все творчество, - весна. Эти стихи овеяны особо трепетным чувством любви к человеку, природе. Для нее это образ, приносящий счастье, являющий собой пробуждение после долгого, холодного периода.
Тоскую снова по весне,
Как этот куст, как эта почка.
Тоскую снова по весне
Душой, иссохшейся, как почва.
* * *
Весна! Устав от зимних снов,
От беспощадности суждений,
Хочу весенних легких слов,
Где безобидный свет без тени.
(«Тоскую снова по весне»)
Данные строки особенной теплотой отзываются сегодня - в день рождения великой поэтессы, в первый день марта, когда вот-вот бело-розовыми лепестками зацветут миндаль, урюк и вишня, наполняя свежий воздух тонким ароматом долгожданной весны. В эту пору каждый год преданные поклонники, истинные ценители поэзии с большой радостью и вдохновением участвуют в посвященных ее жизни и творчеству литературно-художественных торжествах, вечерах поэзии с декламацией стихов, театрализованными сценками и выступлениями.
Зульфия - образец духовной силы, верности и самовыражения. Она не боялась высказывать правду и мнение тех, к кому не прислушивались в обществе того времени, выступая голосом миллионов людей, жаждущих свободы. Эта женщина оставила глубокий след в истории как узбекской, так и мировой поэзии. Ее талант, любовь к слову и непревзойденная способность передавать глубину человеческих чувств притягивают и воодушевляют многие поколения нашего народа.
Зульфия Исроилова родилась 1 марта 1915 года в Ташкенте в семье литейщика-кустаря. С раннего детства проявляла необыкновенную любовь к литературе, которую ей привила мать - интеллигентная, мягкая и заботливая. Маленькой девочкой будущая поэтесса с упоением слушала рубаи и газели великих Лутфи, Навои, Бедиля, Физули, Нодиры и Зебинисо.
Позже в дневниках она поделится: уже тогда чувствовала в себе искру творчества, но скрывала ее от посторонних, опасаясь непонимания. Затем после учебы в женском педагогическом училище преодолела страх, стала делать первые шаги: работать в редакциях республиканских газет и журналов, начала писать сама.
Но даже тогда не могла и в самых смелых мечтах представить, что станет одной из наиболее известных узбекских поэтесс.
Зульфия вспоминала в автобиографии: все успехи оказались возможными во многом благодаря поддержке семьи. Родные - потомственные ремесленники и сталевары - не просто позволили выбрать собственный путь, следуя за мечтой, но и всячески поддерживали, гордились успехами, с удовольствием слушали новые стихи, когда собирались за чашкой ароматного зеленого чая.
Так, на протяжении всей жизни Зульфия оставалась своим главным критиком, постоянно стремясь к новым вершинам. Она, усердно работая над слогом, окончила аспирантуру. При этом изучала классику мировой литературы, философию, осваивала многообразные формы восточной поэзии, а также переводила на узбекский язык Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других великих поэтов.
Так, с годами поэзия Зульфии обогащалась, переливаясь новыми красками, темами. И во многом благодаря ей в ХХ веке в отечественной школе появилась так называемая женская литературная традиция. Это никаким образом не отразилось на характере воистину народной поэтессы. Сколько бы ни было написано восторженных отзывов на ее сборники, какие бы именитые поэты ни писали писем, поздравляя с выходом нового тома, она в первую очередь оставалась собой: любила и поддерживала супруга - талантливого поэта Хамида Алимджана, воспитывала детей, переживала за страну и сограждан.
Ее дочь Хулькар Алимджанова в своих мемуарах рассказала некоторые истории, которые более всего характеризуют Зульфию как простого и скромного человека. Так, во времена Второй мировой войны и блокады Ленинграда Узбекистан выступил зеленой зоной в годы эвакуации. В результате здесь оказались в том числе многие мастера пера, среди которых и Анна Ахматова. Имя соотечественницы тогда уже было известно далеко за пределами республики. Анна Андреевна тоже восхищалась творчеством нашей поэтессы, приглашала ее в гости. Но Зульфия так и не решилась на встречу, постеснялась.
При этом беспокойное сердце не давало ей ни минуты покоя: было в пути, в поисках нового. Как общественный деятель участвовала в мероприятиях по всей стране. Особенно любила бывать на встречах и беседах с молодежью в вузах, школах, родном женском педагогическом училище. Стремилась таким образом передать знания, богатый жизненный опыт.
Как признавалась сама Зульфия, поэт не может быть неискренен ни в творчестве, ни в повседневной жизни. Иначе читатель не поверит словам. В создании каждого стихотворения особую роль играет сердце: дает кровь и жизнь каждой клетке произведения. Вместе с тем текст требует отображения мечтаний и устремлений общества, его переживаний. Только тогда строки, возникшие на основе жизненных чувств, глубокой мысли и искренних эмоций, способны воодушевить аудиторию, превратиться в источник вдохновения.
Потому каждый труд Зульфии - отдельная история. Человек, знакомый хоть с одной работой народной поэтессы, легко отличит ее стиль от любого другого. Светлые, полные любви и радости дни, моменты расставания, печали и грусти автобиографичны, рассказывают о жизни автора.
Не зря именно люди творчества чаще всего становятся для общества своеобразными проводниками духовности, а их талант и вдохновение служат на благо Отечеству. В полной мере данные слова относятся и к выдающейся узбекской поэтессе, произведения которой не утратили актуальности и сегодня.
Проходят годы, и все яснее осознаешь, каким удивительным явлением в литературе была та, чье имя стало неотъемлемой частью художественного достояния нации. На ее огромном наследии выросло не одно поколение, которое приобщается к основам нравственности. Имя автора сегодня носят улица в Ташкенте, а также Государственная премия, лауреатами которой стали сотни юных дарований - наследниц ее неповторимого творчества.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».