Женское предпринимательство: достижения и перспективы

    Бизнес 27 августа 2022 2051

    В Узбекистане доля женщин в предпринимательстве составляет 25 процентов от общего числа представителей малого бизнеса. Одна из приоритетных задач, стоящих перед данным сектором, - доведение доли соотечественниц среди субъектов предпринимательства до 40 процентов. Для этого нужно создать благоприятные условия.

    Значимость вовлечения женщин в деловую среду признается сегодня во всем мире. На 74-й сессии Генеральной Ассамб­леи ООН создана и запущена Программа поддержки женского предпринимательства. Цель документа - максимизировать влияние женского предпринимательства на достижение Целей в области устойчивого развития путем создания благоприятной экосистемы для женщин-предпринимателей во всем мире.

    Данный сектор экономики становится одним из средств решения многих проб­лем в гендерной и социальной политике. К примеру, способствует расширению возможностей женщин на рынке труда и достижению гендерного равенства в сфере занятости, расширяет возможности в получении доступа к кредитным ресурсам и повышении финансовой независимости.

    В Узбекистане этому вопросу также уделяется особое внимание.

    Под председательством Президента 1 марта состоялось видеоселекторное совещание по дальнейшему совершенствованию системы поддержки женщин и дальнейшему укреплению их статуса в обществе. Отмечено: женщины нашей страны самоотверженно трудятся в разных областях и районах практически во всех сферах. В 2021-м по программам женского предпринимательства было выделено два трлн сумов кредитов и субсидий более чем на 200 тысяч проектов. В последние годы также принят ряд законов, указов и постановлений, призванных улучшить жизнь, обеспечить права и интересы наших соотечественниц.

    В статье 20 Закона «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» закреплено: «Государство обеспечивает женщинам и мужчинам равные права и возможности в осуществ­лении предпринимательской деятельности». Законодательством предусмот­рены следующие меры для развития женского предпринимательства:

    • выделение льготных кредитов на малые бизнес-проекты женщин в 2022-2023 годах;
    • создание центров и кластеров женского ремесленничества в каждом регионе;
    • совершенствование деятельности центров женского предпринимательства, принятие мер по созданию региональных центров;
    • оказание содействия в реализации продукции, производимой женщинами-­предпринимателями;
    • обучение предпринимательству и вовлечение женщин в бизнес.

    Повышаются вовлеченность банковской системы и роль банков в развитии женского предпринимательства. Каждому банку поручено назначить по одной женщине на пост зампредседателя. Исходя из специфики регио­нов Народным банком разработаны проекты «Бизнес-план» по 72 направлениям и предоставлены раздаточные материалы. Между Народным банком, Министерством занятости и трудовых отношений, Ассоциацией деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аёл» подписан меморандум о сотрудничестве по обучению женщин, вошедших в «женскую тетрадь». Так, на основе опыта Народного банка планируется создание «платформы знаний» для во­влечения соотечественниц в бизнес.

    Отдельный приоритет - женское предпринимательство в сельской местности. С 1 июля малые предприятия в сельской местности, обес­печивающие занятость малообеспеченных женщин, смогут до 1 января 2025-го платить налог на имущество и землю по ставке 50 процентов, социальный налог - по ставке один процент.

    Важнейшей тенденцией становится вовлечение женщин в сферу высоких технологий. В этих целях в Узбекистане открыт IТ-центр по повышению квалификации женщин и молодого поколения.

    Уделяется внимание и активизации международного сотрудничества по вопросам поддержки женского предпринимательства. Регулярно проводится Диалог женщин-лидеров стран Центральной Азии, в рамках которого в 2021-м принята «дорожная карта» сотрудничества женщин-предпринимателей стран Центральной Азии в области устойчивого развития и создан Дискуссионный клуб женщин-­предпринимателей стран региона.

    В прошлом году прошел первый Международный женский бизнес-форум «Диалог женщин-предпринимателей Кыргызской Республики и Республики Узбекистан». В 2022-м состоялись аналогичные мероприятия совместно с женщинами Азербайджана и Таджикистана.

    Барьеры в сфере развития сектора

    Несмотря на определенный прогресс, существует ряд факторов, препятствующих активному вовлечению женщин в данную сферу. Недостаточная гендерная чувствительность предпринимательского законодательства, отсутствие стартового капитала и низкий уровень правовой, финансовой и цифровой грамотности, негативные гендерные стереотипы… Подобные факторы существенно замедляют процессы развития женского предпринимательства.

    Во-первых, у нас гендерно-нейтральный характер предпринимательского законодательства. В Узбекистане действует Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». Специальных положений касательно женского предпринимательства в нем не содержится. Вместе с тем, помимо принятия отдельных подзаконных актов о поддержке женщин в целом, в том числе и женского предпринимательства, важно также обеспечить гендерную чувствительность предпринимательского законодательства в целом.

    Во-вторых, на данный момент гендерное законодательство в Узбекистане носит рамочный и декларативный характер. Так, в Законе «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» содержится много положений о том, что государство гарантирует права женщинам, однако не закреплен четкий механизм их реализации.

    В-третьих, отсутствие координации между соответствующими механизмами по обеспечению гендерного равенства и развитию женского предпринимательства. У нас создан ряд механизмов по обеспечению гендерного равенства. С одной стороны, это свидетельствует об активизации усилий и поиска наиболее оптимальных решений для достижения гендерного равенства. С другой - приводит к дублированию функций между соответствующими ведомствами и структурами. Это чревато нерациональным использованием ресурсов, выделяемых на решение поставленной задачи, расплывчатым их определением для каждой структуры, отсутствием согласованных подходов.

    В-четвертых, отсутствуют определенные индикаторы для оценки и мониторинга развития женского предпринимательства. Нет четкого механизма отслеживания прогресса и динамики, что также мешает разработке точных рекомендаций для развития этого сектора.

    Существующие в обществе стереотипы «Предпринимательство - не женское дело», «Жена не должна зарабатывать больше мужа», низкий уровень финансовой и цифровой грамотности, юридических знаний, отсутствие стартового капитала или невозможность получения инвестиций иногда представляют данную сферу полной препятствий для развития. Однако давно пора менять такие шаблоны, мешающие преобразованиям.

    Пути решения

    Развитие предпринимательства включено в Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в качестве приоритетных задач. Для развития женского предпринимательства нужна отдельная стратегия. С учетом выше­указанных проблем и барьеров важнейшими направлениями данного документа должны стать следующие меры:

    - повышение гендерной чувствительности предпринимательского законодательства. Особое внимание следует уделить предоставлению льгот уязвимым категориям женщин для начала своего бизнеса и вовлечению женщин в высокотехнологичные сферы;

    - улучшение координации усилий и мер по развитию женского предпринимательства. Для этого следует рассмотреть вопрос о создании Национального координационного совета по вопросам женского предпринимательства;

    - повышение потенциала центров женского предпринимательства, содействие их адаптации к условиям динамично развивающейся цифровой экономики;

    - повышение финансовой и правовой грамотности женщин-предпринимателей, начинающих свое дело. Необходимо создавать цифровые обучающие платформы, активно использовать потенциал социальных сетей, регулярно проводить форумы и недели женского предпринимательства, а также конкурсы стартапов для поддержки и поощрения бизнес-инициатив соотечественниц.

    Отдельное внимание должно уделяться вопросам повышения цифровой грамотности женщин-предпринимателей. В ЕС, например, подписана министерская декларация «Женщины в цифровом мире» для повышения представленности и роли женщин в цифровой экономике. С учетом этого целесообразно в национальных стратегиях по развитию женского предпринимательства отдельный раздел посвятить вопросам повышения роли женщин в условиях цифровой экономики.

    Для дальнейшего укрепления дружественных отношений в ЦА целесо­образно в рамках центральноазиатских бизнес-форумов женщин-­предпринимателей внедрить региональный индекс развития женского предпринимательства. В качестве индикаторов можно предложить такие показатели, как «доля женщин-предпринимателей в определенных сферах», «количество сельских женщин, вовлеченных в предпринимательскую деятельность», «количество женщин, получивших льготное кредитование», и не только.

    Следует также рассмотреть вопрос о создании единой цифровой платформы женщин-­предпринимателей ЦА, проведении регионального конкурса и учреждении премии «Самая успешная женщина-­предприниматель года в Центральной Азии». Важнейшая задача - привлечь иностранные инвестиции для поддержки бизнес-­инициатив, в том числе и региональных.

    Надеемся, предлагаемые меры будут способствовать укреплению социальной стабильности в регионе и улучшению положения женщин.

    Фируза Хамдамова.

    Докторант Национального центра Республики Узбекистан по правам человека,
    доктор философии по юридическим наукам.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates