- К национальной кухне, как видится, претензии у иностранных гостей какие-­тоспецифические и больше связаны с индивидуальными особенностями туриста, но сам сервис зачастую вызывает замечания. Насколько субъекты сферы услуг питания сегодня соответствуют системе санитарно-эпидемиологической безопасности для туристов «Узбекистан. Безопасное путешествие гарантировано»? Какие перемены в этом направлении ожидаются?

- По всему миру происходит постепенное снятие ограничений, связанных с распространением коронавируса, начинают работать предприятия общественного питания (рестораны, кафе и другие). Не должна отставать и отечественная сфера услуг питания. И, конечно, необходимо понимать, что работать нужно по-новому.

Очевидно, что мир после пандемии коронавируса уже не будет прежним. На какой-то период сохранятся психологическая дистанция между людьми, усиленные меры предосторожности во всех сферах жизнедеятельности. Понадобится много времени, чтобы вернуться к более-менее привычному укладу и ритму жизни.

 Прежде всего изменения затронут область общественной безопасности и здравоохранения. Во всех сетях ресторанов быстрого питания установят защитные экраны на кассах, если еще этого не сделали. Требования к санитарной обработке помещений повысятся: чаще будет проводиться уборка поверхностей, в каких-то заведениях останется режим масок и перчаток (например, для поваров в ресторанах или кассиров в магазинах), обязательно появятся антисептические средства для обработки рук.

Больше внимания будет уделяться и состоянию сотрудников: руководители станут контролировать самочувствие подчиненных более прис­тально. Доступ в заведения общественного питания станет для ограниченного количества гостей. Обязательно сохранится социальное дистанцирование: разметки на полу и специальное расположение столиков в залах ресторанов и кафе. Шведского стола в ближайшее время отдыхающие в нашей стране точно не увидят.

- Насколько готовы отечественные бизнесмены к таким изменениям?

- Подобные требования уже установлены в разных странах мира. Хотя многим будет тяжело внедрять такую систему: не все места отдыха могут сегодня следовать санитарным правилам и нормам (СанПин). Пока мы не можем гарантировать полную сани­тарно-эпидемиологическую безопасность иностранному гостю. А через короткое время многие туристические места обеспечат всем необходимым для безопасного приема туристов и возобновят деятельность по всем международным нормам санитарии и гигиены в период COVID-19.

В сегодняшней ситуации безопасность каждого прибывающего гостя очень важна для отечественной туристской сферы. В этих целях Ассоциация поваров Узбекистана разработала методические рекомендации для предприятий общественного питания в период коронавируса «Безопасность и здоровье на рабочем месте!», где отражены как общие требования к рабочему месту, так и правила для персонала в обслуживании посетителей и работы с продуктами при готовке.

После бума сервисов доставки готовой еды и продуктов питания часть людей, которая стала пользоваться этой услугой во время пандемии, останется верной безопасному способу получения продукции. Разумеется, кто-то вернется к стандартным покупкам в магазинах, но какой-то процент граждан убедился, что доставка более удобна, выгодна и эффективна. Особенно это касается занятой части населения, привыкшей сосредотачиваться на рабочем процессе и не тратить время на походы за продуктами и приготовление еды.

По мнению экспертов, больше половины всех ресторанов и кафе не откроются после завершения ограничительных мер. Рынок общественного питания лишится огромного числа игроков, в первую очередь представителей малого и среднего бизнеса. Это небольшие локальные заведения.

Такие меры относятся к долгосрочной перспективе. Во многих странах мира во время пандемии мясные и молочные фермеры стали испытывать трудности с производством и сбытом своей продукции. В результате цены на молоко и мясо выросли. Люди решили заменять эти продукты растительными альтернативами.

- Необходима ли система сертификации субъектов предпринимательства, оказывающих услуги в сфере питания иностранным гостям? Какой должна стать такая система?

- Во многих странах мира существует сертификация «Халяль». Прежде чем сертифицировать предприятия общественного питания, эксперты проверяют нормы и правила санитарии и гигиены предприятия общественного питания (повара, обслуживающий персонал, продукты, оборудование) и отвечают за них. В 2019 году Узбекистан официально назначен представителем Халяльной комиссии Всемирной платформы кулинарного сообщества исламских стран. Если по всему миру предприятиям общественного питания выдают сертификацию «Халяль» и потребители имеют большое доверие к нему, почему бы и в нашей стране не установить эту систему и утвердить законом Республики Узбекистан.

Многие ошибочно считают, что концепция «Халяль» - лишь религиозная. Это не так. Международная система «Халяль» - лучшая структура контроля качества. Считаю, что те, кто заботится о своем здоровье - и мусульмане, и немусульмане, - могут использовать продукты, сертифицированные «Халяль». Система строга к генно-модифицированным продуктам и ингредиентам.

Сегодня понятие «халяль» стало популярным во всех сферах (питание, туризм, медицина и досуг). И ее распространение пойдет на пользу и самой сфере услуг питания, и тем, кто пользуется ими в повседневной жизни.

Беседовал
Александр Зотов.