Хорошо, когда время пути сокращается. Но можно ли преодолеть расстояние еще быстрее? Конечно, это возможно. Необходимо электрифицировать магистраль и запустить скоростные поезда. Ведь продуктивность электропоезда в 4,5 раза выше. Соответственно эффективность дороги возрастет. Например, высокая скорость движения поездов (до 250 километров в час) позволит сократить время пребывания в пути из Ташкента в Ургенч с 14 часов до шести, а из Бухары в Хиву - с восьми часов до трех. Это важный фактор развития туризма.
За счет скорости также повышается пропускная способность железной дороги. Возможность перевозки грузов увеличивается дополнительно до 11 миллионов тонн в год, а количество пассажиров - до 2 300 000. Так как поезда работают на электричестве, экономится 18 тысяч тонн дизельного топлива ежегодно.
Планируется также электрифицировать железную дорогу до столицы Республики Каракалпакстан. В результате время пути от Ташкента до Нукуса сократится с 16 часов до семи. Каракалпакстан присоединится к традиционной туристической цепочке Ташкент - Самарканд - Бухара - Хива, как только линия запустится. За счет обеспечения пребывания иностранных и местных туристов в стране сроком до четырех-пяти дней появится возможность довести экспорт туристических услуг до 100 млн долларов.
В Узбекистане накоплен огромный опыт в области электрификации железной дороги. Построена, а затем электрифицирована железная дорога Ташкент - Байсун - Кумкурган. В 2011 году по маршруту Ташкент - Самарканд запущены первые в Центральной Азии скоростные электропоезда Afrosiyob, а позже начали курсировать рейсы в Карши, Бухару и Шахрисабз. Проекты по электрификации также осуществлены на линии Мароканд - Карши, а от нее - до Дехканабада и Термеза.
С запуском электрифицированной железной дороги Ангрен - Пап заложена основа для полной реализации планов по созданию в стране единой национальной системы, соединяющей регионы Ферганской долины с остальной частью страны. Также с 2020 года стало возможным выехать из Намангана на электровозе и снова вернуться в этот город за 5 часов 20 минут, проезжая Андижан, Маргилан и Коканд.
Теперь очередь дошла до Ургенча и Хивы. Реализация данного проекта стоимостью 365 млн долларов позволит запустить скоростные и высокоскоростные экологически безопасные электропоезда по направлению Ташкент - Самарканд - Навои - Бухара - Ургенч - Хива.
- Общая протяженность электрифицируемого участка железной дороги Бухара - Мискен - Ургенч - Хива равна 465,5 километра, - рассказал заместитель начальника дирекции по капитальному строительству АО «Узбекистон темир йуллари» Жамшид Расулов. - В соответствии с запланированными проектом работами будут построены наружная сеть электроснабжения, электротяговая подстанция и восемь дежурных зданий сети электрического подсоединения, табельные здания для ремонтников дорог, 44 охраняемых железнодорожных перекрестка, по одному путепроводу для автомобилей и дому отдыха локомотивной бригады. Планируется реконструировать два пункта технического обслуживания вагонов, промышленные предприятия по демонтажу и текущему ремонту, построить пять ремонтных корпусов и другие объекты технического обслуживания. Вдоль участка будет установлено свыше 12 тысяч фундаментов для опор контактной сети и 10 тысяч железобетонных столбов. Намечен закуп специального оборудования, средств защиты для монтажа контактной сети и ее обслуживания.
В рамках данного проекта работы по электрификации ведутся одновременно в Бухарской и Хорезмской областях - с двух сторон навстречу друг другу. Строительно-монтажные работы проводятся на разъездах и станциях («Бухоро-1» и «Навбахор»), а также на разъездах «Парвоз», «Кийикли», «Жайхун» и «Турон» - по присоединению электроустановок к электрическим сетям.
Проведена эффективная работа и по контактной сети маршрута. В частности, 3575 из 4300 фундаментов (83 процента), 638 из 840 анкеров (75) установлены между станциями «Бухоро-1» - «Кийикли», как определено в проекте унитарным предприятием «Энергомонтажный поезд № 1». Аналогичная деятельность начата между станцией «Хизирбобо» и разъездом «Жайхун». Примерно на три четверти выполнены работы между разъездом «Жайхун» и станцией «Хива».
На сегодня специалистами-железнодорожниками полностью смонтировано 163,1 километра на территории Бухарской области, 128,38 км - на территориях Хорезмской области и Республики Каракалпакстан. В общей сложности 291,48 км (63 процента) фундаментов контактной сети и опорных столбов.
Особо следует отметить, что фундамент и бетон для несущих конструкций, необходимые для работ по электрификации, изготавливаются из основных материалов, производимых в Узбекистане, и доставляются на участки своевременно.
Хокимиятами Бухарской и Хорезмской областей определена организация дополнительного сервиса в районах и городах, где курсируют скоростные поезда. Необходимо увеличить количество торгово-сервисных пунктов вокруг станций, как и на магистралях. Ведь там, где проходит железная дорога, развиваются экономика и культура, кипит жизнь.
Еще одна задача - высадить вдоль железной дороги деревья и кустарники, подходящие для засушливого климата. Это положительно скажется на экологии местности и добавит красоты обочинам дорог.
Недавно железнодорожники-строители сдали в эксплуатацию современную эстакаду, построенную на пересечении железной и автомобильной дорог, проходящих по территории города Назарбека Зангиатинского района Ташкентской области. Местные жители ездят в столицу в основном по автодороге 4Р253. С увеличением количества транспорта, ежедневного движения поездов через этот участок железной дороги и маневров локомотивов магистраль приходилось часто закрывать. Подобные случаи привели к появлению больших пробок на дорогах в час пик.
Принимая во внимание обращения населения по данному вопросу, а также согласно постановлению Президента «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2021-2023 годах» от 28 декабря 2020-го разработан проект по строительству на 3-м километре автодороги 4Р253 Ташкент - Туркестан - граница Республики Казахстан, который имеет сложное техническое решение.
Ранее местные жители были вынуждены добираться до пункта назначения обходными путями, вследствие чего теряли время и деньги. Ныне сооружение на 113 миллиардов сумов и общей протяженностью 940 метров служит узбекистанцам. По оценкам, за сутки по нему проезжает в среднем 30 тысяч единиц автотранспорта и передвигаются 24 тысячи пешеходов.
Рустам Хайдаров.
Абдурауф Коржовов.