В рамках государственных программ развития ирригации и улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель на протяжении последних трех лет в Джизакской и Сырдарьинской областях построено и реконструировано 170,4 км каналов ирригационной системы, 145,2 км лотковых и 734 км коллекторно-дренажных сетей, 33 гидротехнических сооружения, а также других объектов водного хозяйства.
В результате улучшилась водообеспеченность более 104 тысяч гектаров орошаемых земель, на 15,6 тысячи гектаров уменьшилась площадь сильной и средней засоленности, на 28,6 тысячи гектаров сократилась площадь с близким залеганием грунтовых вод к поверхности земли, на более 85 тысячах гектаров площади достигнуто устойчивое поддержание мелиоративного состояния.
Тем не менее, в Джизакской и Сырдарьинской областях водообеспеченность 93,4 тысячи гектаров орошаемых земель остается на низком уровне, 109 тысяч гектаров орошаемых земель средне и сильно засолены.
В результате прорыва дамбы Сардобинского водохранилища большинству объектов водного хозяйства Сардобинского, Акалтынского и Мирзаабадского районов, а также коллектору «Марказий Мирзачул» и питающим его коллекторам нанесен значительный ущерб.
В целях надежного водоснабжения орошаемых земельных площадей, широкого внедрения водосберегающих технологий орошения, улучшения мелиоративного состояния земель, широкого внедрения достижений науки в производство, а также применения передовых методов обучения в Джизакской и Сырдарьинской областях:
1. Утвердить:
Адресные перечни строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных объектов, а также ремонта мелиоративных объектов в Джизакской и Сырдарьинской областях в 2020–2023 годах согласно приложениям №№1 и 2;
Прогнозные показатели работ по ремонту и восстановлению ирригационных систем за счет средств местного бюджета в Джизакской и Сырдарьинской областях в 2020–2023 годах согласно приложениям №№3 и 4;
Прогнозные показатели работ по ремонту и восстановлению оросительной сети за счет собственных средств ассоциаций водопотребителей, кластеров и фермерских хозяйств в Джизакской и Сырдарьинской областях в 2020–2023 годах согласно приложениям №№ 5 и 6;
Прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий орошения в Джизакской и Сырдарьинской областях в 2020–2023 годах согласно приложениям №№ 7 и 8;
Прогнозные показатели внедрения цифровых технологий в управление объектами водного хозяйства, учет воды и ведение мониторинга в Джизакской и Сырдарьинской областях в 2020–2023 годах согласно приложениям №№ 9 и 10;
Прогнозные показатели внедрения цифровых технологий контроля воды в оросительных, дренажных скважинах и мелиоративных объектах в Джизакской и Сырдарьинской областях в 2020–2023 годах согласно приложениям №№ 11 и 12.
Возложить персональную ответственность на министра водного хозяйства, хокимов Джизакской, Сырдарьинской областей и районов за своевременную и качественную реализацию мероприятий, определенных в настоящем постановлении.
2. Проекты, указанные в приложениях №№1 и 2 к настоящему постановлению, а также проекты, реализуемые в рамках прогнозных параметров, определенных в приложениях №№3 и 4:
реализуются на основе соответствующей проектной документации исходя из результативности и целесообразности каждого проекта;
после разработки проектно-сметной документации каждого проекта стоимостью более шести тысяч базовых расчетных величин обсуждаются с участием хокимиятов Джизакской, Сырдарьинской областей и районов, Министерства водного хозяйства, Министерства сельского хозяйства, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, ассоциаций водопотребителей с участием других заинтересованных организаций и привлечением независимых экспертов, реализуются в установленном порядке на основе их положительных заключений.
3. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Министерству водного хозяйства:
проекты, реализуемые в 2020 году в соответствии с приложениями №№1 и 2 к настоящему постановлению, реализовать в рамках утвержденных параметров на 2020 год Инвестиционной программы на 2020–2022 годы за счет средств Антикризисного фонда при Министерстве финансов, определить и обновлять основные показатели на последующие годы, а также учитывать их в процессе формирования Инвестиционной программы;
реализовать мероприятия, определенные в приложениях №№7–12 к настоящему постановлению на 2020 год, в рамках параметров Государственного бюджета на 2020 год, мероприятия, определенные на 2021–2023 годы, – предусматривать в показателях Государственного бюджета на последующие годы в установленном порядке.
4. Хокимиятам Джизакской и Сырдарьинской областей:
выделить средства, требуемые для выполнения прогнозных показателей, определенных в приложениях №№3 и 4 к настоящему постановлению, за счет местных бюджетов;
оказывать содействие ассоциациям водопотребителей, кластерам и фермерским хозяйствам в выполнении прогнозных показателей, определенных в приложениях №№5 и 6 к настоящему постановлению.
5. Министерству водного хозяйства, хокимиятам Джизакской и Сырдарьинской областей:
организовать и взять на строгий контроль своевременное и качественное выполнение строительных работ, разработку проектно-сметной документации объектов, а также определение генеральной подрядной организации на основе тендерных (конкурсных) торгов в рамках адресных перечней, утвержденных в соответствии с приложениями №№1 и 2 к настоящему постановлению, и прогнозных показателей, утвержденных в соответствии с приложениями №№3 и 4;
принять меры для оптимизации стоимости объектов за счет обеспечения прозрачности процессов подготовки проектно-сметной документации объектов и проведения тендерных торгов;
обеспечить закупку у отечественных производителей (для продукции, производимой в нашей стране) необходимого оборудования, сырья, комплектующих и строительных материалов в рамках реализации проектов;
уделять особое внимание широкому привлечению отечественных подрядных организаций к использованию энергосберегающих технологий и работам по строительству и реконструкции объектов.
6. Предоставить заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Барноеву У.И. право вносить, при необходимости, изменения и дополнения в адресные перечни проектов работ по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению объектов ирригации и мелиорации.
7. Начиная с 2021 года установить порядок отбора и реализации приоритетных проектов строительства и реконструкции объектов ирригации и мелиорации, а также ремонта и восстановления объектов мелиорации, в соответствии с которым:
предложения о приоритетных проектах формируются с участием специалистов водного, сельского хозяйства, геологии, землеустройства, проектных организаций, независимых экспертов, заинтересованных фермеров и кластеров на местах, принимая во внимание водоснабжение, мелиоративное состояние земли, другие особенности каждой территории с проведением анализа проблем совместно с органами государственной власти на местах;
предложения о приоритетных проектах обсуждаются в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и областных Кенгашах народных депутатов, после их утверждения – реализуются в установленном порядке;
ход реализации каждого проекта контролируется партийными группами соответствующих местных Кенгашей народных депутатов.
8. Установить, что часть до 3 процентов средств, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан на проекты строительства и реконструкции объектов ирригации и мелиорации, предусмотренных в приложениях №№1 и 2 к настоящему постановлению, направляется на научно-техническое сопровождение данных проектов на основе составляемых договоров.
Научные работники, закрепленные за данными проектами, с привлечением докторантов, магистров и талантливых студентов соответствующих высших образовательных учреждений:
принимают участие в выборе лучшего решения реализации проектов и разработке технических заданий;
принимают участие в подготовке предпроектной первичной документации объектов;
проводят анализ научно-технического обоснования проектно-изыскательских работ, материалов и расчетов, принимаемых технологических решений, предоставленных главной проектной организацией, а также применения современных строительных материалов, ресурсосберегающих технологий и техники, с подготовкой соответствующих заключений и предложений;
обеспечивают с научно-технической точки зрения качественное выполнение строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией;
принимают участие в процессе сдачи в эксплуатацию объектов завершенного строительства в установленном порядке и дают свое заключение заказчику.
9. Утвердить состав Рабочей группы по научно-техническому сопровождению проектов по строительству и реконструкции объектов ирригации и мелиорации (далее – Рабочая группа) согласно приложению №13.
Возложить на Рабочую группу (Умурзаков У.П.) научно-техническое сопровождение проектов по строительству и реконструкции объектов ирригации и мелиорации, предусмотренных в приложениях №№1 и 2 к настоящему постановлению. При этом определить задачами Рабочей группы:
организацию научно-технического сопровождения проектов научными сотрудниками, перечисленными в приложениях №№1 и 2 к настоящему постановлению, и координацию их деятельности;
разработку заключений и рекомендаций о применении ресурсосберегающих и информационных технологий исходя из специфики и особенностей каждого проекта;
организацию разработки научных и методических рекомендаций о внедрении в сферу водного хозяйства достижений науки, водосберегающих технологий и передовой практики, а также инновационных методов управления водным хозяйством и системами водопользования с обобщением предложений закрепленных научных сотрудников;
опубликование научно-технических достижений, их пропаганду через средства массовой информации, организацию семинаров и конференций на республиканском и международном уровне;
разработку предложений о распространении опыта Джизакской и Сырдарьинской областей по научно-техническому сопровождению проектов в сфере водного хозяйства на другие регионы республики с привлечением профильных высших образовательных учреждений.
10. Организовать в 2020/2021 учебном году летнюю квалификационную производственную практику студентов Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (далее – Институт), в порядке эксперимента, в Джизакской и Сырдарьинской областях в следующем порядке:
а) летняя квалификационная производственная практика студентов проводится на основе графика и программы, утвержденных Министерством водного хозяйства по согласованию с Институтом под руководством профессоров-преподавателей специализированных кафедр на объектах, предусмотренных в приложениях №№1–4 к настоящему постановлению, а также в организациях заказчика, подрядчика и эксплуатационных организациях водного хозяйства;
б) при организации квалификационной производственной практики:
Министерство высшего и среднего специального образования совместно с Министерством водного хозяйства и органами государственной власти на местах сопровождает студентов до места прохождения практики, размещает и создает им необходимые условия;
заказчик проекта, генеральный подрядчик и эксплуатационные организации водного хозяйства периодически сопровождают студентов до объектов строительства и водного хозяйства, создают им практические условия для пользования проектно-сметной документацией и документами строительного надзора, углубленного изучения современных методов, техники и технологий строительства и рационального управления водой.
11. Утвердить график участия студентов Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства в проектах по строительству и реконструкции, ремонту и восстановлению объектов ирригации и мелиорации в Джизакской и Сырдарьинской областях в процессе прохождения летней квалификационной производственной практики в 2020/2021 учебному году согласно приложению №14.
Министерству водного хозяйства совместно с Министерством высшего и среднего специального образования организовать прохождение студентами Института летней квалификационной производственной практики в Дустликском колледже водного хозяйства и мелиорации в составе Министерства водного хозяйства и Акалтынском промышленном техникуме при Гулистанском государственном университете.
12. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Барноеву У.И.:
а) касательно научно-технического сопровождения проектов:
направлять средства на научно-техническое сопровождение проектов, предусмотренных в пункте 8 настоящего постановления;
ежеквартально принимать меры для усиления взаимной интеграции организаций водного хозяйства с образовательными и научными учреждениями, внедрения в практику достижений науки и инновационных разработок на основе предложений и рекомендаций Рабочей группы;
б) организовать летнюю квалификационную производственную практику студентов Института в рамках средств, высвобождаемых за счет оптимизации стоимости объектов, предусмотренных в пункте 5 настоящего постановления, а также направляемых на научно-техническое сопровождение проектов, предусмотренных в пункте 8.
13. Министерству водного хозяйства совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством инновационного развития и Министерством финансов обеспечить до 1 апреля 2021 года разработку и внедрение в практику программного обеспечения по осуществлению мониторинга объектов водного хозяйства на основе цифровых технологий.
14. Министерству водного хозяйства совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, хокимиятами Джизакской и Сырдарьинской областей и Рабочей группой в двухмесячный срок с привлечением ученых и специалистов отрасли изучить на месте техническое состояние коллектора «Марказий Мирзачул» и системы питающих его коллекторов, разработать программу комплексных мер по их восстановлению с внесением на утверждение в Кабинет Министров.
15. Министерству инновационного развития на основе предложений Министерства водного хозяйства провести в установленном порядке конкурсы по проведению научных исследований, направленные на обеспечение научного решения существующих проблем и реальных потребностей отрасли, а также проблем регионов страны.
16. Хокимиятам Джизакской и Сырдарьинской областей:
принять меры для создания в Пахтакорском и Хавастском районах образцовых автоматизированных оросительных участков на основе современных цифровых технологий с привлечением передовых агрокластеров. Министерству водного хозяйства, Министерству сельского хозяйства, Академии наук оказывать всестороннюю методическую и практическую помощь в организации образцовых участков;
в трехдневный срок обсудить вопросы по эффективной реализации настоящего постановления в областных и районных (городских) Кенгашах народных депутатов с принятием соответствующих решений.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Барноева У.И.
О результативности настоящего постановления информировать Президента Республики Узбекистан 1 января и 1 июля 2021 года.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
11 августа 2020 года.