Цель данного исследования - изучение воздействия распространения COVID-19 и связанных с ним профилактических мер на предприятия, а также оценка потребностей компаний во внешней поддержке в данный период для оказания содействия в дальнейшей реализации деятельности.

Стоит отметить, что принятые карантинные меры в нашей стране оказали влияние не только на экономику, но и на отдельные предприятия. Несмотря на введенный пакет мер по поддержке бизнеса, компании продолжают испытывать значительное воздействие в связи с пандемией. В особенно уязвимом положении находится сфера малого и среднего бизнеса.

В ходе исследования  проведены беседы с  предпринимателями о том, какое воздействие оказало распространение COVID-19. В опросе приняли участие 887 руководителей предприятий из 14 регионов республики в возрасте от 18 до 79 лет, среди которых подавляющее большинство (79 процентов) - мужчины. Женщины-руководители организаций сферы малого и среднего бизнеса составили пятую часть от общего числа опрошенных (21 процент).

Анализ показал, что основная часть организаций не прекратила предпринимательскую деятельность на фоне пандемии COVID-19 и карантинных мер. Трудоустроенные сотрудники в основном продолжили работу. Увольнения происходили крайне редко.

Среди секторов экономики наиболее пострадавшими оказались сферы гостиничного бизнеса и общественного питания. В вопросах управления персоналом эти отрасли характеризуются массовой приостановкой деятельности, невозможностью перевода сотрудников на дистанционный формат, частыми отправками в отпуск (особенно неоплачиваемый) и увольнениями, сокращением зарплат и дополнительных выплат для оставшихся в штате  работников. Около половины компаний данных секторов отметили, что не готовы к продолжению карантина еще на два-три месяца.

Наименее затронутым сектором выступает сельское, лесное и рыбное хозяйства. В основном здесь наблюдается продолжение работ, сохранение или даже увеличение заработной платы. Спрос на сельскохозяйственные товары сохранился на прежнем уровне, также не была снижена и выручка. Среди проблем встречаются лишь небольшие трудности доступа к рынкам сбыта.

Итак, проведенное исследование показало: подавляющее большинство респондентов (78 процентов) отметили, что их организации продолжают вести предпринимательскую деятельность в условиях введенных мер, связанных с пандемией.

Наиболее высокая доля организаций, остановивших предпринимательскую деятельность на время карантина, в столице (31 процент) и Республике Каракалпакстан (31).

Доля предпринимателей, сообщивших о продолжении деятельности на фоне пандемии, составляет не ниже 65 процентов, за исключением сфер гостиничного бизнеса и общественного питания (30 процентов).

Наиболее популярным вариантом ответа на вопрос об изменениях уровня спроса на товары и услуги за последние 30 дней является сохранение спроса на прежнем уровне (35 процентов), в то время как всего лишь 24 процента респондентов заявили о снижении.

Здесь стоит отметить, что самые высокие показатели касательно значительного сокращения спроса были отмечены в Наманганской области (38 процентов), Республике Каракалпакстан (35), городе Ташкенте (41).

Наибольшее падение спроса наблюдалось в сферах гостиничного бизнеса и общественного питания (47 процентов).

Касательно вопроса о трансформации организационной политики  предприятий относительно поставщиков в период пандемии, значительное количество респондентов (55 процентов) не отметили каких-либо изменений. Однако 7-8 процентов указали на проведение поиска новых поставщиков и достижение договоренностей об уменьшении объема закупок.

Наибольшее значение ответа «не изменилось» наблюдалось в сфере транспортировки и хранения - 68 процентов. В свою очередь 16 процентов респондентов в сферах гостиничного бизнеса и общественного питания заявили о приостановке закупок.

В направлении снижения расходов организаций после введения мер, связанных с пандемией, 67 процентов предприятий ответили, что отсутствуют какие- либо изменения. И только один процент респондентов остановили свою деятельность и подали запросы на получение субсидий от государственных ведомств.

К слову, ответ «отсутствие каких-либо изменений» на вопрос о снижении расходов довольно часто выбирался представителями малого и среднего бизнеса из отрасли сельского, лесного и рыбного хозяйств (85 процентов) и сферы информации и связи (80). Для сфер гостиничного бизнеса и общественного питания этот показатель составил лишь 48 процентов.

На отсутствие каких-либо изменений в деятельности организаций в работе с рынками сбыта после введения карантинных мер указали 59 процентов респондентов. Однако 7-8 процентов участников заявили о достижениях договоренностей с клиентами о задержках в сроках поставок и о снижениях цен на продукты и услуги.

Значительное количество представителей малого и среднего бизнеса  (64 процента) не изменили планы касательно развития их бизнеса с момента начала пандемии. Только лишь 5-6 процентов предприятий начали освоение новых форм ведения деятельности и ускорили разработку новых видов товаров и услуг.

Здесь важно отметить оценку правительственных мер по поддержке бизнеса. К группе достаточно эффективных мер относятся значительное снижение процентных ставок по краткосрочным кредитам (до 1 года), платы за аренду государственных активов за требуемый период, социальных отчислений и налогов на трудовые доходы, НДС и акцизов за требуемый период. Также список дополняют субсидии и гранты на поддержку бизнеса и единовременные выплаты социальной помощи  (по 5 млн сумов) наемным работникам компаний.

Пакет сравнительно эффективных мер состоит из кредитных и налоговых каникул, продлений государственных гарантий (все - сроком на 1 год), защиты от импорта путем значительного повышения таможенных тарифов и налоговых каникул для наемных работников.

Согласно восприятию некоторых представителей из сектора транспортировки и хранения кредитные и налоговые каникулы являются малоэффективными мерами.

На вопрос о поддержке, которая более всего нужна организациям сегодня, предприниматели чаще всего отмечали налоговые вычеты (42 процента) и снижение процентных ставок по кредитам (38). Далее расположились варианты отсрочки налогов и сборов (24), платежей по кредитам (19). Лишь 6,5 процента предпринимателей заявили, что их компания не нуждается в поддержке.

В завершение стоит отметить, что респонденты продемонстрировали высокий уровень позитивного настроя касательно вопроса об уверенности в дальнейшем развитии организаций.

Подготовила
Анастасия Боровикова.
При поддержке службы по связям с общественностью Центра
экономических исследований и реформ.