Как обеспечивается преемственность учебных программ в процессе непрерывного образования Узбекистана?

    В постановлении Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания» от 6 ноября 2020 года определена задача по обеспечению непрерывности учебных программ и предметов дошкольного, общего среднего, профессионального и высшего образования.

    Так, Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров совместно с министерствами дошкольного, народного образования, высшего и среднего специального образования при помощи экспертов по каждому предмету подготовила концепции и проекты отдельных учебных программ для каждого вида образования по 22 предметам и разместила их на дискуссионном портале.

    Кроме того, была создана группа экспертов в составе 300 опытных специалистов, обменивающихся мнениями по оптимизации и предотвращению повторения тем в учебниках средних школ, колледжей, академических лицеев и высших учебных заведений.

    За прошедшее время группа экспертов изучила выводы, связанные со взаимной интеграцией образовательных и научных программ, повторением, сокращением тем, а также совершенствованием и адаптацией их к международным исследованиям.

    В результате были выявлены следующие основные проблемы в обеспечении преемственности и непрерывности учебных программ:

    • между видами непрерывного образования существуют расхождения в выборе и содержании объектов и субъекта в связи с характером предмета;
    • повторение тем или содержания на различных этапах образования;
    • повторение приводит к неэффективному использованию времени педагога и учащегося;
    • на этапах обучения некоторым темам выделяется лишнее время, необходимо сократить объем часов, выделяемых на теоретические занятия;
    • при освещении тем содержание предметов не адаптировано к международным исследованиям.

    В результате анализа учебных программ при обобщении недостатков по 22 предметам количество повторяемых тем в ДОО достигло 30, в школах - 268, в профессиональных школах - 481, в высшем образовании - 126, преемственность тем не обеспечена в ДОО по 72, в школах по 134, в профессиональных школах по 110
    и в высшем образовании по 78 темам, рекомендовано сократить 184 тем в школьных учебных программах, 601 новая тема предложена к включению в общее среднее образование, 173 темы - в высшее образование, 277 тем для школ необходимо связать с такими международными исследованиями, как PISA, TIMSS, PIRLS, 40 тем в профессиональном образовании необходимо перенести в другой вид образования.

    В целях устранения этих недостатков была разработана «Схема этапов обеспечения преемственности учебных программ в системе непрерывного образования Республики Узбекистан» и определены следующие задачи:

    • разработка концепций в разрезе предметов для системы непрерывного образования;
    • подготовка аналитических сравнительных таблиц по темам, охватываемым всеми видами образования в разрезе предметов;
    • подготовка учебных программ с обеспеченной преемственностью для дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и высших учебных заведений.

    Концепция учебных программ, подготовленная на основе исследований экспертов, была доработана методистами и должностными лицами министерств-партнеров и доведена до общего уровня. На следующем этапе этот вопрос будет рассмотрен учеными и экспертами, в том числе иностранными.

    Как результат - учебные программы будут постепенно применяться к образовательному процессу. В комплексе «Непрерывных учебных программ» будут сформированы концепция обеспечения преемственности в системе непрерывного образования в разрезе 22 предметов.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates