Так, Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров совместно с министерствами дошкольного, народного образования, высшего и среднего специального образования при помощи экспертов по каждому предмету подготовила концепции и проекты отдельных учебных программ для каждого вида образования по 22 предметам и разместила их на дискуссионном портале.
Кроме того, была создана группа экспертов в составе 300 опытных специалистов, обменивающихся мнениями по оптимизации и предотвращению повторения тем в учебниках средних школ, колледжей, академических лицеев и высших учебных заведений.
За прошедшее время группа экспертов изучила выводы, связанные со взаимной интеграцией образовательных и научных программ, повторением, сокращением тем, а также совершенствованием и адаптацией их к международным исследованиям.
В результате были выявлены следующие основные проблемы в обеспечении преемственности и непрерывности учебных программ:
- между видами непрерывного образования существуют расхождения в выборе и содержании объектов и субъекта в связи с характером предмета;
- повторение тем или содержания на различных этапах образования;
- повторение приводит к неэффективному использованию времени педагога и учащегося;
- на этапах обучения некоторым темам выделяется лишнее время, необходимо сократить объем часов, выделяемых на теоретические занятия;
- при освещении тем содержание предметов не адаптировано к международным исследованиям.
В результате анализа учебных программ при обобщении недостатков по 22 предметам количество повторяемых тем в ДОО достигло 30, в школах - 268, в профессиональных школах - 481, в высшем образовании - 126, преемственность тем не обеспечена в ДОО по 72, в школах по 134, в профессиональных школах по 110
и в высшем образовании по 78 темам, рекомендовано сократить 184 тем в школьных учебных программах, 601 новая тема предложена к включению в общее среднее образование, 173 темы - в высшее образование, 277 тем для школ необходимо связать с такими международными исследованиями, как PISA, TIMSS, PIRLS, 40 тем в профессиональном образовании необходимо перенести в другой вид образования.
В целях устранения этих недостатков была разработана «Схема этапов обеспечения преемственности учебных программ в системе непрерывного образования Республики Узбекистан» и определены следующие задачи:
- разработка концепций в разрезе предметов для системы непрерывного образования;
- подготовка аналитических сравнительных таблиц по темам, охватываемым всеми видами образования в разрезе предметов;
- подготовка учебных программ с обеспеченной преемственностью для дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и высших учебных заведений.
Концепция учебных программ, подготовленная на основе исследований экспертов, была доработана методистами и должностными лицами министерств-партнеров и доведена до общего уровня. На следующем этапе этот вопрос будет рассмотрен учеными и экспертами, в том числе иностранными.
Как результат - учебные программы будут постепенно применяться к образовательному процессу. В комплексе «Непрерывных учебных программ» будут сформированы концепция обеспечения преемственности в системе непрерывного образования в разрезе 22 предметов.