В этом отношении IT-сфера также претерпевает существенные изменения, поскольку стремительное развитие ИКТ-отрасли стимулирует IT-специалистов постоянно учиться, осваивать новые технологии. Значимую помощь им оказывает IT-Академия, созданная при Технологическом парке программных продуктов и информационных технологий (IT Park).
Сфера ИКТ - весьма динамично развивающаяся и конкурентная отрасль. Поэтому здесь предъявляются серьезные требования к вопросу обучения. При этом границы профессиональных требований к специалистам весьма широки: начиная от универсальных компьютерщиков и заканчивая такой экзотической профессией, как, например, офицер данных (Data officer) - специалист, занимающийся фильтрацией информации от разного рода спама - нежелательных для пользователя сообщений. Спрос на IT-рынке перманентно меняется и зависит как от уровня развития технологий, так и потребностей пользователей.
Поэтому IT-специалисту нужно быть постоянно в тонусе: одновременно закреплять уже приобретенные навыки и осваивать новые знания, при этом не утратив профессионального пыла.
Однако, как показывает практика, далеко не все выпускники профильных учебных заведений, обучающих ИКТ, обладают профессиональными качествами, соответствующими современным требованиям.
Важным шагом на пути дальнейшего совершенствования IT-образования стали пять инициатив, выдвинутых главой государства. Согласно третьему направлению (организация эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета), реализуется ряд задач по широкому обучению молодого поколения современным ИКТ и цифровым технологиям.
И здесь прежде всего необходимы инновационные подходы к подготовке специалистов в сфере ИТ с учетом потребностей рынка труда. К таким инновационным подходам можно отнести деятельность IT Park и действующих при нем образовательных учреждений. Флагманом этих преобразований выступает IT-Академия, организованная при IT Park.
В процессе обучения в IT-Академии слушатели проходят комплексное теоретико-практическое обучение. Каждый курс сопровождается лабораторными занятиями, во время которых полученные на лекциях знания могут быть применены на практике. Выпускники академии уже готовые специалисты, способные справиться с конкретными практическими задачами.
Одним из масштабных образовательных проектов в рамках ИКТ-направления является мегапроект «Один миллион программистов» (One Million Uzbek Coders), который реализуется Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Фондом Dubai Future Foundation (ОАЭ), Технологическим парком программных продуктов и информационных технологий (IT Park) и Университетом Инха в Ташкенте.
Цель мегапроекта - предоставить широким слоям населения возможность бесплатно учиться востребованным ИКТ-специальностям. Обучение в рамках One Million Uzbek Coders включает четыре направления: разработка Android-продуктов (в партнерстве с Google), Front-end Development (разработка пользовательского интерфейса сайта), Full-stack development (разработка функционального продукта с нуля) и анализ данных. Каждый трек начинается с базового 120-часового (или 12-недельного) курса и не требует специфических знаний для начала обучения.
- На данный момент число наших учеников превысило 131 тысячу, из которых более 23 тысяч успешно окончили обучение, - отмечает координатор проекта One Million Uzbek Coders Дильмурод Насибуллаев. - По окончании курсов три раза в год проводятся экзамены, по итогам которых лучшие 50 учеников могут получить грант Nanodegree с возможностью бесплатно посещать углубленные курсы от Udacity (одна из главных и лучших платформ онлайн-обучения, ориентированных на IT-специализацию), что является дополнительным стимулом для ребят. Учебные программы и контент курсов разработаны совместно с ведущими компаниями отрасли, такими как Google, Facebook, Amazon, Autodesk, и многими другими. Все они ориентированы на формирование практических навыков в работе в проектах, основанных на реальных наборах данных.
- В рамках проекта постоянно организуются конкурсы, - продолжает Д. Насибуллаев. - Один из самых масштабных - смотр для преподавателей, во время которого мы отобрали топ-100 учителей на основе того, сколько человек среди учеников получили сертификаты выпускников. Еще один конкурс - для активистов: были отобраны шесть человек среди самых активных участников наших Telegram-групп. В конце 2020-го также были организованы три конкурса в рамках проекта One Million Uzbek Coders - Students cup, Open Data Challenge, Sport programming. Аналогичный конкурс проводится и среди учителей.
В текущем году также предстоит большая работа. В том числе будут осуществлены масштабные меры в рамках широкой подготовки ИКТ-специалистов начиная со школьной скамьи. Так, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования в области информационных технологий, развитию и интеграции научных исследований с IT-индустрией» от 6 октября 2020-го в минувшем году создано и укомплектовано 14 базовых школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий. В этом году уже открыты школы в Бухаре, Гулистане, Фергане, Самарканде, Намангане, Андижане, Навои, Карши, Термезе, Джизаке. В 2021-м предусмотрена организация еще 82 специализированных IT-школ, в 2022-м - 64 и в 2023-м - 45.
Будет пересмотрена школьная программа с включением в нее актуальных ИКТ-направлений. Так, преподаваемый с пятого класса в школах предмет «Информатика» обогатят дисциплинами из проекта «Один миллион программистов». С восьмого-девятого классов учащиеся начнут приобретать знания и навыки, которые станут основой для овладения такими перспективными профессиями, как программист, дизайнер, переводчик. А с десятого класса школьники станут обучаться по таким востребованным на рынке труда специальностям, как робототехника и программирование.
Качественно пересмотрят учебные программы в сферах информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики в рамках высшего и среднего специального образования путем подготовки кадров по следующим актуальным направлениям - наука о данных, большие данные, искусственный интеллект, а также внедрение дистанционных форм обучения в вузах.
Таким образом, можно констатировать, что в отечественной ИКТ-сфере прямо на наших глазах происходят комплексные изменения, создается совершенно новая система подготовки специалистов. Уходят в прошлое скучные лекции с конспектами. Сегодня специалист будущего реализует свою компетенцию на практике. Он не только владеет предметом, но и постоянно работает над собой, учится новым навыкам. Ведь в современном мире, где постоянно появляются новые идеи и технологии, шанс на первенство есть только у тех специалистов, которые смогут адаптироваться под новые реалии. Узбекистан выбрал именно этот путь и уверенно идет по нему. Локомотивом же этих преобразований служат ИКТ и цифровые технологии, а IT-специалисты - в первых рядах.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».
При поддержке пресс-службы Министерства
по развитию информационных технологий
и коммуникаций Республики Узбекистан.