Как Узбекистан готовит новое поколение IT-специалистов

    В любой отрасли по мере развития происходит одновременное изменение функций ее участников. Меняются их обязанности, требования к профессиональным компетенциям и даже престижность профессий. Все это напрямую сказывается на системе образования: появляются новые дисциплины, организуются новые учебные заведения. Возникают разные формы дополнительного образования и дистанционного обучения.

    В этом отношении IT-сфера также претерпевает существенные изменения, поскольку стремительное развитие ИКТ-отрасли стимулирует IT-специалистов постоянно учиться, осваивать новые технологии. Значимую помощь им оказывает IT-Академия, созданная при Технологическом парке программных продуктов и информационных технологий (IT Park).

    Сфера ИКТ - весьма динамично развиваю­щаяся и конкурентная отрасль. Поэтому здесь предъявляются серьезные требования к вопросу обучения. При этом границы профессиональных требований к специалистам весьма широки: начиная от универсальных компьютерщиков и заканчивая такой экзотической профессией, как, например, офицер данных (Data officer) - специалист, занимающийся фильтрацией информации от разного рода спама - нежелательных для пользователя сообщений. Спрос на IT-рынке перманентно меняется и зависит как от уровня развития технологий, так и потребностей пользователей.

    Поэтому IT-специалисту нужно быть постоянно в тонусе: одновременно закреплять уже приобретенные навыки и осваивать новые знания, при этом не утратив профессионального пыла.

    Однако, как показывает практика, далеко не все выпускники профильных учебных заведений, обучающих ИКТ, обладают профессио­нальными качествами, соответствую­щими современным требованиям.

    Важным шагом на пути дальнейшего совершенствования IT-образования стали пять инициатив, выдвинутых главой государства. Согласно третьему направлению (организация эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета), реализуется ряд задач по широкому обучению молодого поколения современным ИКТ и цифровым технологиям.

    И здесь прежде всего необходимы инновационные подходы к подготовке специалистов в сфере ИТ с учетом потребностей рынка труда. К таким инновационным подходам можно отнести деятельность IT Park и действующих при нем образовательных учреждений. Флагманом этих преобразований выступает IT-Академия, организованная при IT Park.

    В процессе обучения в IT-Академии слушатели проходят комплексное теоретико-практическое обучение. Каждый курс сопровождается лабораторными занятиями, во время которых полученные на лекциях знания могут быть применены на практике. Выпускники академии уже готовые специалисты, способные справиться с конкретными практическими задачами.

    Одним из масштабных образовательных проектов в рамках ИКТ-направления является мегапроект «Один миллион программистов» (One Million Uzbek Coders), который реализуется Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Фондом Dubai Future Foundation (ОАЭ), Технологическим парком программных продуктов и информационных технологий (IT Park) и Университетом Инха в Ташкенте.

    Цель мегапроекта - предоставить широким слоям населения возможность бесплатно учиться востребованным ИКТ-специальностям. Обучение в рамках One Million Uzbek Coders включает четыре направления: разработка Android-продуктов (в партнерстве с Google), Front-end Development (разработка пользовательского интерфейса сайта), Full-stack development (разработка функционального продукта с нуля) и анализ данных. Каждый трек начинается с базового 120-часового (или 12-недельного) курса и не требует специфических знаний для начала обучения.

    - На данный момент число наших учеников превысило 131 тысячу, из которых более 23 тысяч успешно окончили обучение, - отмечает координатор проекта One Million Uzbek Coders Дильмурод Насибуллаев. - По окончании курсов три раза в год проводятся экзамены, по итогам которых лучшие 50 учеников могут получить грант Nanodegree с возможностью бесплатно посещать углубленные курсы от Udacity (одна из главных и лучших платформ онлайн-обучения, ориентированных на IT-специализацию), что является дополнительным стимулом для ребят. Учебные программы и контент курсов разработаны совместно с ведущими компаниями отрасли, такими как Google, Facebook, Amazon, Autodesk, и многими другими. Все они ориентированы на формирование практических навыков в работе в проектах, основанных на реальных наборах данных.

    - В рамках проекта постоянно организуются конкурсы, - продолжает Д. Насибуллаев. - Один из самых масштабных - смотр для преподавателей, во время которого мы отобрали топ-100 учителей на основе того, сколько человек среди учеников получили сертификаты выпускников. Еще один конкурс - для активистов: были отобраны шесть человек среди самых активных участников наших Telegram-групп. В конце 2020-го также были организованы три конкурса в рамках проекта One Million Uzbek Coders - Students cup, Open Data Challenge, Sport programming. Аналогичный конкурс проводится и среди учителей.

    В текущем году также предстоит большая работа. В том числе будут осуществлены масштабные меры в рамках широкой подготовки ИКТ-специалистов начиная со школьной скамьи. Так, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования в области информационных технологий, развитию и интеграции научных исследований с IT-индустрией» от 6 октября 2020-го в минувшем году создано и укомплектовано 14 базовых школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий. В этом году уже открыты школы в Бухаре, Гулистане, Фергане, Самарканде, Намангане, Андижане, Навои, Карши, Термезе, Джизаке. В 2021-м предусмотрена организация еще 82 специализированных IT-школ, в 2022-м - 64 и в 2023-м - 45.

    Будет пересмотрена школьная программа с включением в нее актуальных ИКТ-направлений. Так, преподаваемый с пятого класса в школах предмет «Информатика» обогатят дисциплинами из проекта «Один миллион программистов». С восьмого-девятого классов учащиеся начнут приобретать знания и навыки, которые станут основой для овладения такими перспективными профессиями, как программист, дизайнер, переводчик. А с десятого класса школьники станут обучаться по таким востребованным на рынке труда специальностям, как робототехника и программирование.

    Качественно пересмотрят учебные программы в сферах информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики в рамках высшего и среднего специального образования путем подготовки кадров по следующим актуальным направлениям - наука о данных, большие данные, искусственный интеллект, а также внедрение дистанционных форм обучения в вузах.

    Таким образом, можно констатировать, что в отечественной ИКТ-сфере прямо на наших глазах происходят комплексные изменения, создается совершенно новая система подготовки специалистов. Уходят в прошлое скучные лекции с конспектами. Сегодня специалист будущего реализует свою компетенцию на практике. Он не только владеет предметом, но и постоянно работает над собой, учится новым навыкам. Ведь в современном мире, где постоянно появляются новые идеи и технологии, шанс на первенство есть только у тех специалистов, которые смогут адаптироваться под новые реалии. Узбекистан выбрал именно этот путь и уверенно идет по нему. Локомотивом же этих преобразований служат ИКТ и цифровые технологии, а IT-спе­циалисты - в первых рядах.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    При поддержке пресс-службы Министерства
    по развитию информационных технологий
    и коммуникаций Республики Узбекистан.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates