Какие конституционные поправки предлагаются для защиты свободы и личной неприкосновенности?

    Страна в фокусе 22 июля 2022 689

    В Конституцию Республики Узбекистан предлагается внести ряд поправок, касающихся обеспечения прав на свободу и личную неприкосновенность, в частности защиты прав личности в рамках уголовного процесса.

    Как вносимые поправки приведут к улучшениям жизни людей? Какие нормы отразятся в повседневной жизни людей?

    На эти вопросы ответили доктор юридических наук, профессор Абдулазиз Расулев и доктор философии по юридическим наукам Шохжахон Хужаев.

    В проекте поправок в Конституции Узбекистана основная часть изменений и дополнений касаются прав и свобод личности. Такие изменения предлагаются в 21 статьях, вносятся 3 новые статьи по обеспечению прав личности. Среди них следует особо выделить нормы о свободе и личной неприкосновенности граждан.

    Человек поистине является полноправным гражданином и личностью, когда он свободен. Без свободы нельзя представить другие права. Без свободы передвижения, нельзя жить и учиться там, где хочется. Ограничение свободы затрудняет жизнь людей. Поэтому конституционная гарантия свободы нужна всем для осуществления всех других прав. Такие гарантии предусмотрены в предлагаемых редакциях статей 25 и 26 Конституции.

    Предлагаемые изменения, в первую очередь, направлены на защиту личности.

    Во-первых, конституционно закрепляется правило Миранды, предусматривающее защиту личности в уголовном процессе. То есть, при задержании лицу должны быть разъяснены его права на понятном языке.

    Отметим, что предлагаемая поправка обязывает государство уважать права человека, даже если он задерживается по подозрению в совершении преступления. Зачастую, правоохранительные органы при задержании не разъясняют права задержанному, не объясняют причину задержания. Из-за этого подозреваемые не могут получить помощь адвоката. Иногда их и заставляют «признаться» в своей вине. Конечно, это грубейшее нарушение прав человека. Если задержанному не будут разъяснены его права, то все, что «выявили» правоохранительные органы не будут признаваться доказательством. Следовательно, «говорить» или «молчать» в ходе уголовного процесса будет решать сам человек. Это и закрепляется в статье 26 как право хранить молчание. Этим правом лицо может воспользоваться в любое время. При этом никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников. Требовать дачи показаний в этом случае не допускается. Любое давление или воздействие на задержанного будет считаться нарушением закона и влечет ответственность.

    Во-вторых, поправки предусматривают, что «задержание, заключение под стражу и содержание под стражей или иной вид ограничения свободы допускаются только по решению суда, а до решения суда лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более сорока восьми часов». Данное правило важно тем, что обязывает государство в лице правоохранительных органов соблюдать установленный порядок. То есть любое ограничение свободы допускается по решению суда, а не следователя или прокурора. Даже, если лицо задерживается по подозрению в совершении преступления, то за 2 сутки ему должно быть предъявлено обвинение либо нужно обосновать дальнейшее ограничение свободы, что должно быть подтверждено решением суда. В остальных случаях лицо будет освобождено немедленно. Кроме того, если задержание было неправомерным гражданину должна быть выплачена компенсация за причиненный вред.

    В-третьих, конкретизируются нормы о презумпции невиновности. Если в действующей редакции указывается, что лицо считается невиновным, пока его вина не доказана судом в законном порядке, то предлагаемая редакция предусматривает расширение этой нормы. Поправки предусматривают, что любые сомнения будут истолкованы в пользу лица. То есть, если в уголовном деле или законе будут обнаружены неустранимые сомнения, то они будут применять в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Следовательно, только при наличии неопровержимых и достоверных доказательств лицо может признаваться виновным. Также в поправках указывается, что вина должна быть доказана государством. Нельзя возлагать эту обязанность лицу. Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый не обязаны доказывать свою невиновность. Пока государство это не докажет, это лицо будет невиновным.

    В-четвертых, закрепляется правило о том, что «судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не должны быть основанием для ограничения прав его родственников».

    Совсем недавно наличие судимости накладывало ярлык как на самого осужденного, так и на его близких, а иногда и других родственников. Родственники судимых лиц также подвергались различным ограничениям. Они сталкивались с проблемами трудоустройства, карьерного роста и общественным порицанием.

    Если в 2018 году судимыми были 35706 людей, то по итогам 2021 года их стало эта цифра составила 45010, а в первой четверти текущего года 14094. Эти цифры показывают, что судимость влияет на судьбы десятки тысяч людей. Если считать их родственников, то эта цифра становится еще больше. Поэтому предлагаемая норма защитит граждан от последствий действий их родственников. Каждый должен отвечать за свои поступки сам.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates