Рациональное использование энергоресурсов в отраслях экономики и социальной сфере - важная составляющая в повышении рентабельности и конкурентоспособности производственного сектора и экономии энергоресурсов, что в свою очередь оказывает серьезное влияние на вопросы энергобезопасности, увеличения рабочих мест, роста благосостояния населения и в целом развития страны. Именно поэтому реформы в данной сфере имеют столь важное значение.
Что же изменится с принятием нового документа?
С 1 августа устанавливается тариф по гарантированной закупке электроэнергии от вновь вводимых солнечных, ветровых и биогазовых электростанций, малых и микрогидроэлектростанций (ГЭС), в том числе излишков электроэнергии, производимой для собственных нужд.
Ранее в данном направлении существовал ряд проблем. В частности, отсутствовали стимулирующие тарифы по гарантированной закупке предприятиями электрических сетей возобновляемой электроэнергии. Из-за отсутствия выгоды и низкой стоимости за прошедшее время в стране не было зафиксировано ни одного случая, чтобы излишки энергии были бы проданы государственным энергетическим компаниям. Для решения ряда проблем, в том числе этой, установлено: с 1 августа 2020 года за вычетом всех затрат, связанных с транспортировкой, распределением и сбытом электроэнергии, тариф поднимается до 400 сумов за кВт /час.
Также документом предусмотрено, что определение инвесторов для строительства и эксплуатации промышленных электростанций на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), кроме ГЭС, будет осуществляться только через тендеры. Обусловлено это тем, что на сегодня процесс переговоров, аукционов пока недостаточно прозрачный. А так как интерес у инвесторов в энергетической сфере высок, то применение данного механизма непосредственно привлечет большее их количество. Так, в 2019-м в первом тендере приняли участие 23 компании. В этом году желающих участвовать увеличилось до 84 компаний, и дальше их число должно расти.
Что это дает? В первую очередь большее количество предложений позволяет выбрать наиболее выгодные. Во-вторых, за счет внедрения и использования новейших технологий снижаются затраты на производство энергии, что будет сдерживать рост тарифов для потребителей.
Постановлением на период с 15 июля по 31 декабря предусмотрены и льготы для производителей, организовавших третью (ночную) смену в виде применения понижающего коэффициента при расчетах за использованную электроэнергию в полтора раза. Подобное решение способствует переводу части нагрузки на ночное время. Это благоприятно скажется на режиме работы тепловых электростанций, снижении потребления топлива, а также выбросов в атмосферу.
Стоит отметить, что для предприятий, имеющих не менее 50 процентов доли государства, не будет применяться возможность снижения обязательного требования о внесении предоплаты (до 30 процентов) по природному газу и электроэнергии.
Постановлением утверждены целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики на 2020-2022 годы, предусматривающие экономию электроэнергии - на 3,3 млрд кВт/ч, природного газа - 2,6 млрд кубометров, нефтепродуктов - 16,3 тысячи тонн. Это будет осуществляться за счет оптимизации 25 крупных промышленных предприятий.
Более точный комплекс мероприятий отражен в утвержденной «дорожной карте» по повышению энергоэффективности на крупных предприятиях, расписан и график проведения энергоаудита.
- Энергоаудит будет осуществляться в сотрудничестве со Всемирным банком, - говорит заместитель министра экономического развития и сокращения бедности Бобур Абдиназаров. - Предусматривается осуществление энергетического аудита двух видов. Более того, энергетическими аудиторами будут разработаны и представлены конкретные рекомендации по снижению энергопотребления по видам топлива, а также по центрам их расхода. На основе этих рекомендаций промышленные предприятия смогут разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционных проектов по получению энергоэффективности.
Источниками финансирования определен ранее созданный внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения, входящий в структуру Министерства энергетики Республики Узбекистан.
Установлено, что средства данного фонда используются на финансирование подготовки ТЭО-проектов по повышению энергоэффективности, в том числе по улучшению тепловой защиты зданий и многоквартирных жилых домов; создание учебных центров тематической направленности; развитие соответствующих стартапов и участие в уставном фонде предприятий по производству установок возобновляемых источников энергии, тепловых насосов, конденсаторных батарей и другой продукции, направленной на повышение энергоэффективности.
Постановлением дан ряд поручений ответственным структурам, в том числе Министерству энергетики. В частности, предписано в двухмесячный срок обеспечить привлечение ведущих компаний (отечественные и международные) для проведения энергоаудита на 285 крупных промышленных предприятиях, а также внести предложение по расширению их перечня. Помимо этого, будет создана Единая информационная система Министерства энергетики, ввод в эксплуатацию которой запланирован на конец 2021 года. На основе аналитических данных, полученных из Единой информационной системы, будет внедрен механизм обязательного энергоаудита предприятий с высоким энергопотреблением.
Оксана Малосабирова.
«Правда Востока».









