Условия для профессионального обучения будут расширены

    Власть 15 июня 2022 7767

    Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 15 июня состоялось видеоселекторное совещание по мерам профессионального обучения населения и совершенствования деятельности моноцентров.

    В нашей стране создаются все более широкие возможности для развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, строительства и других отраслей, открываются новые предприятия. В целях обеспечения их квалифицированными рабочими и специалистами осуществляется трансформация системы высшего и среднего специального образования. В регионах созданы моноцентры «Ишга мархамат», в которых молодежь обучается востребованным профессиям.

    В Стратегия развития определены очередные шаги в данном направлении – предоставить каждому возможность овладеть профессией, сократить бедность в два раза.

    Для этого есть все ресурсы. Например, в одном только 2022 году реализуется более 9 тысяч крупных и средних проектов на общую сумму 16 миллиардов долларов. Им необходимы около 300 тысяч квалифицированных работников.

    Вместе с тем в текущем году на рынок труда выйдут выпускники школ и средних специальных учебных заведений - 404 тысячи и 151 тысяча молодых людей соответственно. Остро стоит вопрос их профессиональной ориентации и занятости.

    Однако система из 330 профессиональных школ, 173 колледжей и 207 техникумов не дает ожидаемых результатов. Их мощности используются только на 40-50 процентов. Моноцентры «Ишга мархамат» охватывают лишь 10 процентов безработных.

    Учебные программы во многих колледжах и техникумах устарели, не хватает профессиональных учебников и литературы 1 350 наименований. В результате работодатели вынуждены переучивать работников.

    В связи с этим на совещании принято решение о внедрении новой системы адаптации профессионального образования к современным требованиям.

    Так, 45 колледжей будут переведены в систему Министерства занятости и трудовых отношений с созданием на их базе моноцентров. Министерство высшего и среднего специального образования будет отвечать за управление и методическое обеспечение профессиональных школ и техникумов.

    В каждой области, районе и городе будут образованы Советы по профессиональному образованию под председательством хокимов. В состав советов войдут руководители государственных ведомств, банков, Торгово-промышленной палаты, ректоры, а также, с учетом специфики экономики района, руководители промышленных, сельскохозяйственных, строительных и обслуживающих предприятий. Исходя из потребности в специалистах, советы будут определять профессии, обучаемые в моноцентрах и колледжах, организовывать прохождение практики молодежи на производственных предприятиях.

    На совещании отмечен положительный опыт в этом направлении. Например, в 57 учреждениях профессионального образования на основе опыта Германии внедрена дуальная форма обучения. В системе дошкольного образования это дает результат: учащиеся педагогических колледжей 2 дня получают теоретические знания, а остальные дни работают в детских садах и получают зарплату.

    Или другой пример: в энергетическом колледже города Ширина Сырдарьинской области по заказу саудовской компании ACWA Power началась подготовка молодежи по таким профессиям, как техник, оператор и диспетчер станций альтернативной энергетики. Для этого компания построила в колледже современный цех, лабораторию и общежитие за 2,8 миллиона долларов.

    Глава государства дал рекомендации по налаживанию такой работы в других отраслях, закрепления учреждений профессионального образования за крупными промышленными предприятиями и кластерами.

    Как показывает анализ, некоторые специальности, преподаваемые в системе высшего образования, сегодня могут быть переведены в техникумы. Это сэкономит время и средства молодежи.

    - В целом необходимо менять подходы к техникумам. Они должны быть не легким способом поступления в институт, а системой, дающей сложную профессию и формирующую конкурентный рынок труда, — сказал Шавкат Мирзиёев.

    Поручено с 1 января следующего года приравнять заработную плату преподавателей техникумов, имеющих ученую степень, с зарплатой преподавателей вузов, а также ввести с нового учебного года льготные образовательные кредиты для студентов колледжей и техникумов.

    Также начнется практика приема в техникумы два раза в год. Это увеличит охват профессиональным образованием на 35 процентов.

    Министерству занятости и трудовых отношений поручено организовать обучение современным профессиям и иностранным языкам во вновь созданных моноцентрах, а также привлечь специалистов из Турции, Южной Кореи, Германии, Индии и Японии.

    Затронут вопрос стимулирования учителей и мастеров, работающих в учреждениях профессионального образования.

    С 1 января следующего года их заработная плата будет приравнена к зарплате школьных учителей. Разница между надбавками, выплачиваемыми за квалификационную категорию, удвоится. В зависимости от достигнутых результатов для самоотверженных и инициативных учителей будет введена надбавка до 50 процентов. В следующем году на эти цели из бюджета будет выделено дополнительно 150 миллиардов сумов.

    При этом будет создана новая система повышения квалификации педагогов профессиональных образовательных учреждений. Вместо факультетов повышения квалификации в вузах в каждом регионе будут созданы центры профессиональной подготовки. Эти центры займутся повышением квалификации педагогов на основе изучения потребностей работодателей и зарубежного опыта.

    Анонсирован ряд льгот для увеличения доли частного сектора в сфере профобучения. Так, требования для получения лицензии частными профессиональными образовательными организациями будут облегчены, а минимальная сумма лицензии будет снижена в 2 раза. Они смогут брать свободные здания в долгосрочную аренду. Ввозимые из-за рубежа учебные пособия и оборудование будут освобождены от уплаты пошлин. За каждого выпускника, получившего международный квалификационный сертификат, будет выплачен 1 миллион сумов. Малообеспеченной молодежи возместят 30 процентов от суммы платежа по контракту.

    Министры, хокимы, руководители профессиональных школ и моноцентров представили информацию и высказали предложения по обсужденным на совещании вопросам.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates