Словно загипнотизированный, ввел данные карточки. Затем меня попросили отправить sms-код, который пришел на телефон. Как только ввел его, все деньги с карты исчезли.
На рекламном сайте не нашел ни адреса организаторов конкурса, ни лицензии. А на указанный телефон не дозвонился. Позвонил в компанию, упомянутую в рекламе. Там мне сообщили, что ни в каком конкурсе организация не участвовала, и попросили держаться в стороне от подобных авантюр.
Сколько было таких, как я, не знаю...».
В последнее время участились обращения граждан, поддающихся лжерекламе и акциям и теряющих при этом средства с пластиковых карт. Особенно увеличивается число людей, которые верят словам мошенников, представляющихся работниками банка или платежной организации, обманным путем получающих данные пластиковых карт и коды подтверждения.
К сожалению, учащаются случаи такого финансового мошенничества, как незаконное присвоение чужих денег, права управления чужими средствами, личных данных и распространение их за определенную плату путем применения методов социального инжиниринга. Данная проблема волнует не только узбекистанцев. Весь мир борется с этим явлением. Развитие дистанционных банковских услуг, внедрение в жизнь передовых цифровых технологий как облегчают нашу жизнь, так и становятся одной из причин возникновения разного рода угроз.
Международный опыт и сотрудничество
В настоящее время в мире наблюдается резкий рост киберпреступности, финансового мошенничества, киберугроз, компьютерных атак. Это еще одно доказательство того, что совершенствование информационной и кибербезопасности во всех сферах общественной жизни - актуальная проблема современности.
Центральный банк Республики Узбекистан проводит работу по обеспечению информационной и кибербезопасности. В частности, соответствующим постановлением Президента страны ЦБ определен как координирующий орган по выявлению и предупреждению угроз кибербезопасности в деятельности операторов платежных систем, по принятию соответствующих действенных мер.
Так, в 2021 году в составе Департамента безопасности и защиты информации ЦБ организован Центр кибербезопасности CERT-CBU, в функции которого входят выявление неблагоприятных случаев в деятельности операторов платежных систем, их предупреждение, создание единой республиканской платформы по принятию действенных мер по их устранению.
Центральный банк регулярно изучает состояние обеспеченности информационной и кибербезопасностью всех звеньев, дает свои рекомендации по работам, выполняемым в данном направлении.
В частности, в ЦБ совместно с лабораторией Kaspersky для руководителей финансовых организаций проведен семинар-тренинг по информационной безопасности, на котором была предоставлена информация об обеспечении информационной и кибербезопасности, их значении в современном мире.
Кроме того, через официальный веб-сайт Центрального банка (www.cbu.uz), образовательный веб-сайт по финансовой грамотности ЦБ (www.finlit.uz), а также официальные страницы в социальных сетях населению предоставляется информация о случаях мошенничества, даются рекомендации по их предупреждению. В целях дальнейшего повышения финансовой грамотности и уведомления граждан готовятся выступления в СМИ, видеоролики, буклеты и не только.
Между Центральным банком и республиканскими организациями, обеспечивающими кибербезопасность, налажено взаимодействие по принятию оперативных и действенных мер против киберугроз. В этом направлении разработаны проекты соответствующих документов. Для обеспечения сотрудничества между организациями, ведущими деятельность в системе международных платежей, по направлению кибербезопасности подписан меморандум о сотрудничестве с международной платежной системой VISA. Разработан проект меморандума о сотрудничестве с компанией «Мастеркард Европа» (Mastercard), ведется соответствующая работа по его утверждению.
В перспективе ЦБ планирует наладить взаимодействие с банковскими и финансово-кредитными организациями зарубежных стран в сферах обмена опытом в направлении кибербезопасности, обучения, переквалификации и повышения квалификации ответственных сотрудников.
Надежная защита
Наиболее надежной защитой наших средств от мошенников являемся мы сами, проявляющие бдительность и повышающие свою правовую грамотность.
В целях предупреждения киберугроз и виртуального мошенничества среди пользователей дистанционных банковских услуг и электронных денежных переводов Центральный банк призывает всех граждан к бдительности:
- при любых обстоятельствах не выдавать SMS-код;
- не разглашать данные банковских пластиковых карт или аккаунта в мобильном приложении банка;
- тщательно проверять сертификаты и лицензии предлагаемых товаров и услуг.
Необходимо помнить, что для перевода денег на пластиковую карту достаточно знать ее 16-значный номер. Помните, банковские работники не будут спрашивать у вас срок действия вашей карты или подтверждающий SMS-код.
Не верьте разного рода акциям, призовым лотереям, приглашениям на хорошо оплачиваемую работу или онлайн-учебу в зарубежных вузах, к участию на валютных биржах, доставкам товаров через торговые платформы и так далее. При этом мошенники могут стараться войти в доверие, представив фальшивые договоры и документы.
Не вводите на сомнительных веб-страницах данные о ваших банковских картах и подтверждающий SMS-код.
Если сомневаетесь в подлинности веб-страницы, откройте официальный интернет-сайт нужной организации и сопоставьте адрес и номера телефонов.
Акмаль Назаров.
Руководитель Департамента по связям с общественностью и коммуникационной политике
Центрального банка Республики Узбекистан.