Министерства высшего и среднего специального образования и инновационного развития республики, Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана и Центр научных услуг организовали международную научную онлайн-конференцию «Махмудходжа Бехбуди и печать джадидов», приуроченную к 146-летию со дня рождения великого просветителя.
Цели мероприятия - повышение уровня и качества научно- исследовательских работ, а также содействие практическому внедрению их результатов, установление контактов между отечественными и зарубежными учеными.
В последние годы в нашем государстве особое внимание уделяется изучению жизни и деятельности выдающихся просветителей, их духовного наследия, широкому празднованию знаменательных дат. С высоких трибун звучат факты о богатой, полной достойных поступков и героев истории родного края.
Так, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, подчеркнул: «Как и многие представители интеллигенции, я с большим сожалением думаю о том, что в ХХ веке наши выдающиеся предки - джадиды- просветители могли бы осуществить в стране Третий Ренессанс. Ведь эти глубоко образованные, самоотверженные личности посвятили себя идее национального возрождения, направили все свои силы и возможности на то, чтобы вывести страну из тьмы и отсталости, освободить нацию от оков невежества. И ради этой великой цели жертвовали собственной жизнью».
Одним из таких общественных деятелей был Махмудходжа Бехбуди, который высоко поднял факел просвещения в сложный для узбекского народа исторический период.
Как отмечалось на конференции, в настоящее время ведется большая работа по созданию документальных фильмов, произведений, современных постановок о жизни и творчестве просветителя. По инициативе руководителя нашего государства на Аллее литераторов в Ташкенте М. Бехбуди возведен памятник.
Проделанную за последние годы работу отметили в своем вступительном слове участники - представители Центра исследований России, Восточной Европы и Евразии, Мичиганского государственного университета, Российского государственного университета правосудия и других организаций и учреждений. Так, конференция, организованная по инициативе Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана, стала своеобразной площадкой для обмена мнениями и приобретения новых знаний.
- Движение джадидов, куда входил Бехбуди, выражало наиболее прогрессивное направление в сложном переплетении политических сил общества конца XIX - начала ХХ столетия, - отметила в своем выступлении доктор филологических наук, преподаватель Эгейского университета (Измир, Турция) Синем Кючукаяоглу. - Оно базировалось на мировых гуманитарных и национальных ценностях, отвечало назревшим потребностям общественного развития и интересам коренного населения края.
Осознание джадидами глубины кризисного состояния народа, его возрастающее отставание от общемировых процессов, повсеместное подавление свободолюбивых устремлений, застой в духовной сфере явились побудительным толчком к рождению в их среде идей настоятельного реформирования общества.
Приоритетной представителям движения виделась задача модернизации духовной сферы. Созданием новометодных школ, организацией регулярного выпуска газет, изданием учебников и учебных пособий, особенно по естественным дисциплинам, пропагандой необходимости заимствования западной техники и технологии, использования достижений европейской культуры они подготовили почву для возникновения национального светского образования, обновления и обогащения духовной жизни, подъема самосознания.
И ведь правда, что истоки духовности, нравственности и культуры находятся в глубинах богатого наследия прошлого тех или иных народов мира. Свою лепту в разнообразие и прогрессивность воистину уникального достояния вносят последующие поколения.
Добившись независимости, народ Узбекистана выбрал собственный путь развития, ориентированный на возрождение духовных ценностей. Ментальные ценности на Востоке - это не просто слова, а образ жизни, эталон. И значительный вклад в развитие этих устоев, возрождение традиций, обычаев, культуры, пропаганду светских знаний внесли представители джадидизма - общественно-политического движения.
- До конца семидесятых годов ХХ века про джадидское движение и его деятелей говорили крайне редко, - отмечает доктор филологических наук, профессор Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои Баходир Каримов. - При этом их огромная просветительская работа ввиду своей невероятной значимости просто не могла быть забыта: сначала появились первые упоминания о них, стали выходить статьи.
И сейчас, когда лидер нашей страны говорит о важности дела этих самоотверженных людей, дети читают о них, а в прессе печатаются материалы о легендарных представителях движения, можно говорить о почитании мудрых предков, уважении к ним и их вкладу в просвещение народа.
Учитывая современные вызовы, стоит отметить и то, что в реализации своих идей прогрессивные силы особое значение придавали борьбе с фанатизмом, безразличием и отсталостью. Первостепенное внимание отводилось расширению сети школ, обучению одаренной молодежи, созданию просветительских обществ и театральных трупп, изданию газет и журналов, построению национального демократического государства путем повышения общественно- политического и культурного сознания народа.
Данная деятельность всецело отражает политику современного Узбекистана, который выступает за просвещенность, высокую культуру, борьбу с невежеством и разрушительными идеями. Так, на прошедшем 19 января видеоселекторном совещании Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что в мире усиливаются такие угрозы, как терроризм, экстремизм, транснациональная и киберпреступность, торговля людьми и наркотрафик. И в этой ситуации огромной угрозой являются равнодушие и безразличие. В минимизации наблюдающихся сегодня социальных проблем не хватает участия старшего поколения в воспитании, уроков прошлого, которые можно получить через наследие достойных предков, среди которых особое место занимают представители джадидизма.
- Необходимо преподавать национальную историю в национальном духе, - отметил глава государства. - Иначе не будет воспитательного эффекта. Мы должны научить нашу молодежь извлекать уроки из истории, делать выводы, вооружить ее исторической наукой, историческим мышлением.
Вместе с тем джадиды выступали с идеями переоценки и усовершенствования этики, правосудия, здравоохранения, улучшения положения женщин в обществе. Стремясь модернизировать систему образования, с 1893-го начали открывать новометодные школы. В 1910 году их уже было порядка 50. При этом 20 из них - в Ташкенте, а 16 - в Коканде. Именно в таких школах получали образование в будущем известные писатели Хамза, Уйгун, Айбек…
И общим для джадидов было то, что они выступали носителями идей независимости, свободы и борьбы за светлое будущее. Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для разных национальных течений, оказалось народное просвещение.
Сопоставляя Восток и Запад, просветитель, писатель и драматург Махмудходжа Бехбуди одним из первых понял причины все большего отрыва тюркского мира от мирового развития. Он начал движение за устранение невежества, достижение уровня развитых стран через духовность и просвещение населения.
Именно он основал частное издательство и библиотеку и стал издавать газету «Самарканд» и журнал «Ойина» («Зеркало»). Через газеты, печатавшиеся на их собственные средства, джадиды пропагандировали преимущества новометодных школ, ратовали за подготовку национальных кадров. В периодической печати джадиды также вели активную деятельность, направленную против невежества и за осуществление всевозможных реформ.
- На страницах этих изданий особое место занимали проблемы экономического развития: создание национальной промышленности, развитие сельского хозяйства, открытие банков, организация переработки полезных ископаемых и других материальных богатств на местах, вывоз из края не сырья, а готовой продукции, внедрение достижений науки и техники в производство и многие другие, - говорит заместитель председателя Творческого союза журналистов Узбекистана Холмурод Салимов. - Кроме того, в периодической печати джадиды поднимали ряд вопросов, не только представляющих исторический интерес, но и созвучных современности. Это подготовка национальных кадров в учебных заведениях развитых стран мира, прежде всего Европы, использование религии как средства воспитания в духе высокой морали, патриотизма, солидарности, создание условий для привлечения женщин к общественно полезному труду, политической и культурной жизни, предоставление широких демократических прав и свобод гражданам независимо от социального и национального происхождения, вероисповедания. Они с огромным восхищением писали о достижениях других народов в областях экономики, политики, культуры, науки и техники, призывая соотечественников к изучению истории, литературы, языка, уникальных практик в культурной сфере, политико-правового опыта Европы, выступали за принятие и заимствование культур, достижений науки и техники.
Так, джадидское движение Туркестана привело к активизации светского образования и достаточно внушительным переменам в традиционных идеалистических системах. Выступая за реформу традиционного образования, создание новометодных школ и театральных трупп, возможность иметь дело с банковским и финансовым капиталом, джадиды фактически ниспровергали некоторые устаревшие средневековые догматы, признавая особую роль светских наук (математика, география, история, грамматика и прочие) в ускорении социально-экономического прогресса.
Об органической связи потребностей духовного и экономического обновления свидетельствуют многие ранние публикации просветителей. Так, Махмудходжа Бехбуди, обращаясь к народу в 1914 году в журнале «Ойина», откровенно писал: «…Вы, уважаемые, должны стараться обучать своих детей современным знаниям».
В заключение конференции прозвучал вывод о том, что несомненной исторической заслугой реформаторов в лице джадидов явилась разработка ими эволюционных принципов разрешения назревших общественных задач, выбор максимально эффективного пути формационно-институциональных изменений. Концептуальные идеи просветителей послужили духовной предтечей современной преобразовательной практики, генетической основой стратегии и курса масштабных реформ, которые мы наблюдаем сейчас, проживая в быстроразвивающемся и мощном государстве - Новом Узбекистане.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».