Сегодня, когда мир еще не избавился от коронавирусной пандемии, человечеству важно успешно преодолеть дни испытаний, создать эффективную систему для борьбы с коррупцией в процессе восстановления и достижения устойчивого будущего. Учитывая это, в 2020 году Международный день борьбы с коррупцией проходит под девизом «Восстанавливать добросовестно!»
Предотвращение негативного воздействия этой проблемы на права человека и развитие общества - актуальная задача, стоящая перед нашей страной, которая является неотъемлемой частью международного сообщества. На сегодня в Узбекистане достигнуты определенные успехи в противодействии коррупции - принят основополагающий закон, регулирующий данную сферу, образованы соответствующие структуры.
Однако все еще остаются ощутимые пробелы в законодательстве, дающие возможность находить в нем «лазейки».
В интервью главному редактору газет «Янги Узбекистон» и «Правда Востока» Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Председатель Национального совета по противодействию коррупции Танзила НАРБАЕВА рассказала о том, как это изменить и усилить роль гражданского общества в противодействии коррупции.
- Как Вы оцениваете нынешнее состояние борьбы с коррупцией в Узбекистане? Что уже сделано?
- Узбекистан провел ряд ключевых реформ в сфере антикоррупционной политики. Прежде всего сформирована правовая основа, предупреждающая коррупцию во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Важным шагом стало принятие в 2017 году Закона «О противодействии коррупции», в котором разъясняются такие понятия, как коррупция и конфликт интересов, коррупционное правонарушение, а также раскрываются основные принципы противодействия коррупции и направления государственной политики в данной сфере.
Кроме того, в июне текущего года создано Агентство по противодействию коррупции, напрямую подчиняющееся Президенту Республики Узбекистан, а также подотчетное палатам Олий Мажлиса. Деятельность агентства и недавно образованного Национального совета Республики Узбекистан по противодействию коррупции выведет проводимую работу на качественно новый уровень, будет содействовать устранению в первую очередь причин и условий коррупционных проявлений во всех сферах.
Также следует отметить, что впредь все разрабатываемые и действующие нормативно-правовые акты будут проходить антикоррупционную экспертизу с учетом использования опыта зарубежных стран, достигших результатов в законотворческой деятельности.
Впервые в нашей стране открыт диалог с представителями негосударственного сектора и гражданского общества, международными партнерами, представителями бизнеса и широкой общественностью. Такой подход особенно важен для укрепления доверия на всех уровнях взаимодействия.
- По мнению специалистов, искоренить коррупцию полностью невозможно. Но некоторые из экспертов говорят о ее контроле. Насколько, на Ваш взгляд, это звучит корректно?
- Думаю, корректнее говорить о противодействии и предупреждении коррупции. Давайте вместе постараемся быть справедливыми в оценках реального противодействия этому злу.
Не стоит забывать, что коррупция - относительно широко распространенное и специфически опасное преступное явление, разрушающее основы государственной власти и управления, подрывающее их авторитет среди населения, затрагивающее законные права и интересы граждан.
Бескомпромиссная борьба с коррупцией поставлена в ранг государственной политики. Так, определены приоритетные задачи, среди которых создание правовой основы прохождения государственной гражданской службы; декларирование должностными лицами активов, доходов, крупных расходов, кардинальный пересмотр уголовного, уголовно-процессуального законодательства в части усиления ответственности должностных лиц за коррупционные правонарушения, а также развитие программ соответствия (compliance), защита лиц, сообщающих о правонарушениях.
Важно систематизировать антикоррупционную политику. Тем самым страна закрепит стратегический подход в борьбе против данного негативного явления. В этом направлении мы начали работу с международными экспертами из стран, успешно прошедших такой путь.
- Как сформировать в обществе нетерпимое отношение ко всем проявлениям коррупции?
- Коррупция в первую очередь отражает внутреннее состояние порядочности, которая допускает или не допускает использование служебного положения для собственного обогащения. Не стоит забывать, что в Уголовном кодексе есть статьи не только за получение и дачу взятки, но и за посредничество в данном деянии.
В числе главных факторов противодействия этому явлению отмечу последовательность действий, бескомпромиссность, повышение уровня правовой культуры и правового сознания самих граждан. Особенно важно вести работу среди молодежи, способствовать ее вовлечению в проводимые антикоррупционные реформы. Каждый человек должен понимать, что за этим злом следует неизбежное наказание.
Кроме того, случаи коррупции препятствуют продвижению экономических реформ, привлечению инвестиций и снижают конкурентоспособность страны на мировом уровне. Необходимо обеспечить контроль за процессом целевого затрачивания средств в рамках национальных инвестиционных проектов, а также грантов, выделенных международными финансовыми организациями. Открытость и прозрачность этих процессов в деятельности госструктур укрепит стойкое и обоснованное доверие к власти.
Решением Национального совета по противодействию коррупции уже созданы рабочие группы по предотвращению коррупции в сферах капитального строительства, высшего образования, госзакупок и здравоохранения.
В целом мы с вами отметили необходимость принятия законов, следования кодексам поведения, применения строгих наказаний и других рычагов в борьбе с коррупцией. Однако пока каждый из нас не воспитает в себе нетерпимость к этому явлению, все наши старания не дадут ожидаемого результата.
Вот почему большую роль в противодействии коррупции играет гражданское общество, которое все еще остается недостаточно активным. В связи с этим Агентством по противодействию коррупции проводится активная работа по привлечению активистов гражданского общества в такой непростой процесс.
Более того, считаю, что все факты коррупции, совершенные лицами, независимо от уровня занимаемой должности (республиканский, региональный, городской, районный), и их последствия должны максимально освещаться в СМИ в назидание другим.
Следует отметить, что за 9 месяцев 2020 года возбуждено 838 уголовных дел, связанных с фактами коррупции. Из числа должностных лиц, привлеченных к ответственности, четыре человека - республиканского уровня, 15 - регионального и 626 - городского и районного уровней.
- Почему наиболее коррумпированы такие сферы, как строительство, здравоохранение, образование, судебная система?
- Эти сферы подвержены высокому коррупционному риску, поскольку здесь в большей степени присутствуют человеческий фактор, излишняя бюрократия и административные барьеры. Значит, необходимо уменьшить влияние этих факторов не только в данных направлениях, но и в других.
Решающим шагом в работе по сокращению и устранению бюрократических препон стал Указ Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур». Согласно Указу с 1 января 2021 года отменяются 70 видов лицензий и 35 документов разрешительного характера.
Мощным инструментом противодействия коррупции является и расширение спектра оказываемых государственных услуг в электронном виде. В этом контексте подчеркну важность развития электронного правительства. Его потенциал по снижению коррупции еще не реализован в достаточной степени. В связи с этим необходимо усилить работу по расширению использования механизма работы электронного правительства на местах.
Следующая причина коррупционности - низкий уровень правовой культуры некоторых сотрудников государственных органов не только в вышеперечисленных сферах, но и других. К сожалению, следует отметить, что правосознание таких сотрудников государственных органов еще не достигло соответствующего уровня - неприязни к подобному явлению.
- Какова роль непосредственно парламента в работе по противодействию коррупции?
- Роль парламента как высшего политического органа и контрольной инстанции страны весьма многозначительна. Прежде всего это подготовка современной правовой и законодательной основы для эффективной борьбы с коррупцией. Принятие законов, а также проведение тщательной антикоррупционной экспертизы всех нормативно-правовых актов даст парламентариям возможность достичь прогресса в отношении предупреждения коррупционных рисков.
Важная задача палат Олий Мажлиса - использование форм парламентского контроля по исполнению государственными органами, органами хозяйственного управления и их должностными лицами Конституции и законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса, их органов, государственных программ и так далее.
В этом направлении налажена практика заслушивания Сенатом отчетов и информации хокимов областей, членов правительства, руководителей государственных органов, органов хозяйственного управления по вопросам их деятельности.
В местных Кенгашах народных депутатов поднимаются вопросы правосудия и противодействия коррупции, где также дается оценка деятельности должностных лиц в той или иной сферах.
В своей работе придаю особое значение и сотрудничеству со средствами массовой информации. Растет список аккредитованных журналистов как государственных, так и частных СМИ. Хочу отметить, что теперь есть возможность проведения пленарных заседаний в режиме видеоконференцсвязи. И этот факт еще раз подтверждает: в работе придерживаемся принципа открытости и прозрачности.
Еще одна из инициатив в данном направлении - внедрение в деятельность палат Олий Мажлиса системы электронного парламента. Это станет эффективным инструментом для плодотворного диалога парламента с общественностью в вопросах дальнейшего совершенствования законодательства и обеспечения парламентского контроля, включая вопросы противодействия коррупции.
- В чем, на Ваш взгляд, заключается задача СМИ в борьбе против коррупции?
- Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Проявление политической воли главы государства, отразившееся в готовности бороться с коррупцией, позитивно повлияло на рост форм открытости и прозрачности в деятельности органов государственной и местной власти.
Информационная открытость - ключевой фактор противодействия коррупции, поскольку массмедиа имеют огромное влияние на общественное сознание, формируют устойчивые стереотипы поведения.
На мой взгляд, СМИ должны выступать не только источниками информации, но и частью системы противодействия коррупции, основой продвижения антикоррупционной стратегии страны. В этом ключе необходимо расширить их компетенцию, укрепить независимость СМИ от органов государственной власти и управления, а также закрепить на законодательном уровне способы взаимодействия СМИ и органов государственной власти и управления в вопросах антикоррупционной политики. Мы обязаны реагировать на публикации в СМИ.
- Помимо Национального совета по противодействию коррупции Вы также возглавляете Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами. Какая работа ведется по улучшению позиций Узбекистана по таким показателям, как «Индикаторы качества управления» (куда входит «Контроль коррупции»), «Индекс восприятия коррупции» и «Индекс верховенства права» (куда входит «Отсутствие коррупции»)?
- Узбекистан входит в число 16 государств, показывающих положительную динамику в борьбе с коррупцией. В первую очередь оцениваются реформы, проводимые в республике. Стоит отметить, что по Индексу верховенства закона 2020 мы среди стран СНГ достигли наибольшего прогресса. Согласно отчету, Узбекистан в общем рейтинге с 0.47 балла поднялся до 92-й позиции. Однако еще рано говорить, что люди удовлетворены судебно-правовой системой. Важно обеспечить независимость судов. В этом плане изучается вопрос внедрения в практику рассмотрения в Сенате результатов представления Высшего судейского совета о случаях вмешательства в деятельность судей либо оказания на них всякого давления должностным лицом. В целях определения склонности судей к коррупции планируется проведение скрытого мониторинга, результаты которого будут ежегодно обсуждаться в Высшем судейском совете.
В индексе, составляемом международной организацией Transparency International, Узбекистан за последние годы также улучшил свои позиции. Однако до полного искоренения теневой экономики еще далеко.
Республиканский совет в настоящее время работает над проектом Стратегии по противодействию коррупции до 2030 года, предусматривающим разработку и внедрение в практику проведения мониторинга и оценки возникновения коррупционных угроз в государственных органах. Это станет своего рода национальным индексом по противодействию коррупции, состоящим из ряда индикаторов.
Республиканским советом изучается вопрос вступления в международную организацию групп государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), а также имплементации в национальное законодательство норм соответствующих конвенций. Улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах напрямую связано с улучшением жизни народа. А международные рейтинги и индексы служат зеркалом и признанием происходящих в стране реформ.
- Для повышения эффективности антикоррупционной работы в нашем обществе планируется внедрение системы compliance control во всех государственных органах. Расскажите о важности этой системы.
- Compliance control - это внутренняя система оценки и управления правовыми и финансовыми рисками. Главное - с ее помощью можно создать эффективные механизмы выявления и анализа сфер деятельности, подверженных коррупции. Проще говоря, это внутренняя система безопасности. К сожалению, до сих пор такая система действовала в основном в правоохранительных органах нашей страны. Почему-то считалось, что именно они наиболее подвержены коррупции.
С 2021-го планируется ввести систему compliance control во всех государственных органах. Во многих, инициировавших создание по ней специальных подразделений, работа уже начата. Со следующего года намечено обязать все министерства и ведомства внедрить эту систему и создать отдельный раздел «Сompliance control». Чтобы поставить потенциального сотрудника в известность, какие действия считаются противозаконными, а также специалистом какого уровня он должен быть, чтобы иметь возможность трудиться в той или иной организации.
- Недавно для общественного обсуждения был представлен проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке поощрения лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях или иным образом содействующих борьбе с коррупцией», согласно которому граждан, сообщивших о факте коррупции, будут финансово поощрять. На Ваш взгляд, насколько эффективным будет этот механизм?
- Если у граждан имеется информация о фактах коррупции, то в первую очередь при ее сообщении соответствующим правоохранительным органам они должны исходить из своей твердой гражданской позиции. Важно предоставить юридическую защиту тем, кто раскрыл факты коррупции в интересах общества. Поэтому данный проект постановления станет еще одной уникальной правовой базой для искоренения этой глобальной проблемы за счет повышения активности народа в борьбе с коррупцией, вовлечения в реализацию социальных реформ, в укрепление гражданского общества.
Словом, сегодня борьба с коррупцией в стране стала необратимой. Реформы и проводимая добросовестная работа в этом направлении станут важной основой для повышения качества жизни населения и достижения благополучия народа, а также создания прочного фундамента для построения Нового Узбекистана.
Беседовал
Салим Дониёров.