В этих обращениях указывается, что при недостаточности средств на счете для оплаты ежемесячной абонентской платы абоненты автоматически подключаются к ежедневному тарифному плану без согласия абонентов, после снятия ежедневной платы им не предоставляется возможность пользоваться трафиком, а также возникают другие неудобства.

Согласно анализу, ежедневная абонентская плата по тарифам «Yana», «Hammasi ZO'R», «Multi Kuch» и около 10 другим тарифам действует в следующих условиях:

  • Если средств недостаточно при снятии ежемесячной абонентской платы, ежедневная абонентская плата (2000 сумов) считывается автоматически.
  • Суточная абонентская плата списывается автоматически, и ее невозможно отменить или удалить.
  • Если ежедневный платеж не будет произведен полностью, счет будет переведен в минус, и номер будет заблокирован. В случае блокировки предоставленный трафик не будет доступен. Для выхода из блока необходимо пополнить баланс до положительного состояния.
  • Ежедневная абонентская плата автоматически списывается до тех пор, пока на абонентском счете не накопится достаточно средств для ежемесячной оплаты. Когда средств будет достаточно, будет списана ежемесячная оплата, и будет предоставлен полный ежемесячный пакет. Срок следующего ежемесячного платежа переносится на один месяц с этой даты.
  • Также, если в действующих (только для новых подключений) тарифных планах Standard, Yashin, Aniq, Erkin, Start на абонентском балансе недостаточно средств для месячной абонентской платы, то будет списана абонентская плата за один день.

У потребителя нет возможности добровольно включить или выключить дневной тарифный план, отказаться от услуги!

Применение данного суточного тарифного плана приводит к ущемлению прав потребителей и нарушению требований ряда законодательных актов. В частности:

  • Когда на балансе недостаточно средств для ежедневной оплаты, счет переводится в минус, и номер блокируется.
  • В результате снятия баланса на минус номер блокируется. В случае блокировки не предоставляется возможность использования трафика, предоставленного в рамках ежедневной абонентской платы. То есть, взимается плата за неоказанную услугу без предоставления доступа к ежедневному трафику, приобретенному за 2000 сумов.
  • Суточная абонентская плата списывается автоматически - ее невозможно удалить. В этом случае потребители вынуждены пользоваться услугой ежедневной абонентской платы.
  • У потребителей нет возможности произвольно выбирать, включать или выключать использование ежедневного тарифа.

На основании вышеизложенного, в целях защиты прав неопределенного круга потребителей, Комитетом направлено предписание ООО «UNITEL» о пересмотре условий снятия ежемесячной и ежедневной абонентской платы по некоторым тарифным планам.

При этом:

  • Отменить автоматическое списание ежедневной абонентской платы, если средств недостаточно при снятии ежемесячной абонентской платы.
  • Предоставить абоненту возможность выбора использования ежедневной услуги на добровольной основе (например, через USSD-код).
  • Не допускать списания ежемесячных или ежедневных абонентских платежей с абонентского счета, а также своевременно уведомлять абонентов о вводимых изменениях.
«Уважаемые потребители! При возникновении случаев нарушения законных прав потребителей в отношении качества, доступности и расчетов действующих услуг в сфере телекоммуникаций Вы можете обратиться в Комитет по конкуренции. Помните Ваши права защищены законом!», - говорится в сообщении.