В заседании приняли участие сенаторы, депутаты региональных кенгашей, руководители заинтересованных министерств и ведомств, государственных компаний, хозяйственных объединений, посол Узбекистана в Индии, представители органов государственной власти на местах.
Отмечено, что в «дорожную карту» включены 62 инвестиционных проекта и 25 экспортных контракта на общую сумму 3,2 млрд долларов. К настоящему времени, 6 проектов (на 853 млн долларов) реализуются с отставанием по срокам, а 36 проектов (на 967,8 млн долларов - это более 30% общей суммы) вовсе не реализуются.
В ходе слушания критически проанализирован ход исполнения «дорожной карты», дана оценка деятельности ведомств ответственных за реализацию инвестиционных проектов и экспортных контрактов.
В частности, по итогам изучения сенаторами и депутатами кенгашей на местах, встреч с инвесторами, организациями и ведомствами ответственными за реализацию проектов и экспортных соглашений выявлены факты отставания по срокам и неисполнения со стороны Министерств здравоохранения, сельского хозяйства, ассоциации Узбектекстильпром, ассоциации «Узэлтехсаноат», агентства «Узфармсаноат», компании «Узтрейд», а также хокимиятов г. Ташкента, Сырдарьинской, Самаркандской, Бухарской, Андижанской областей.
Сенаторы отметили, что наряду со специфическими проблемами каждого проекта, сохраняются системные барьеры, препятствующие своевременному и полному исполнению «дорожных карт». В частности, изучение показало высокий уровень бюрократии, выражающийся в том числе в неполноценном обеспечении поэтапной и своевременной разработки проектной документации, что приводит к задержке открытия финансирования, освоения средств и как следствие, своевременного ввода производственных мощностей.
В большинстве регионов страны до сих пор не налажен механизм формирования портфеля приоритетных инвестиционных проектов с подготовкой исходных предложений на уровне ТЭО или бизнес-плана. Например, целый ряд проектов с участием индийских партнеров признан бесперспективными из-за отсутствия базовых факторов производства (трудовые и сырьевые ресурсы, инфраструктура, логистика). Также в рамках заседания отмечалась слабость, а то и вовсе отсутствие в ведомствах и хокимиятах механизма внутреннего контроля над проработкой и реализацией инвестиционных проектов, поверхностный и формальный подход к процессу мониторинга.
Отдельно указано на необходимость обеспечения должного уровня контроля со стороны сенаторов на местах и депутатов местных кенгашей, регулярного заслушивания на сессиях Кенгашей народных депутатов отчетов заместителей хокимов по вопросам инвестиций.
На заседании заявлено о том, что соответствующим Комитетом Сената Олий Мажлиса отныне вводится практика ежемесячного заслушивания информации МИВТ об исполнении «дорожных карт», принятых по итогам встреч и переговоров главы государства с зарубежными партнерами. График слушаний и информация по их итогам будет публиковаться в СМИ.
По итогам заседания принято решение Комитета Сената, содержащее конкретные меры по устранению имеющихся недостатков.