В беседе с проректором по учебной работе этого вуза Абдулазизом ГУЛАМОВЫМ затронули вопросы, касающиеся системы высшего образования, международного сотрудничества в сфере и не только.

- В соответствии с постановлением главы государства определен ряд задач по кардинальному совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров на основе передового зарубежного опыта и международных стандартов, внедрению инновационных форм и методов обучения, укреплению материально-технической базы и дальнейшему повышению научного потенциала профессоров и преподавателей.

 

Расскажите о программах, направленных на совершенст­вование образования молодежи.

- В Послании Президента Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года отдельный приоритет отдан изучению физики и иностранных языков. Это стало стимулом для усиления нашей работы в парт­нерстве «университет - школа».

Налажены связи в первую очередь со школами, где наблюдаются низкие показатели поступления в вузы. Сегодня наши сотрудники проводят мастер-классы, организуют экскурсии студентов в университет. Профессора и преподаватели также ведут научные кружки для студентов. Открыты и курсы повышения квалификации для учителей воскресных и общеобразовательных школ. В целях расширения процесса мы поставили задачу сосредоточиться на преподавании физики и иностранных языков в школах-партнерах и академичес­ком лицее.

В этом отношении необходимо сотрудничество между университетами и Министерством народного образования. На видеоселекторном совещании, состоявшемся под председательством Президента Шавката Мирзиёева 30 октября прошлого года, ректорам высших учебных заведений были даны конкретные поручения посетить школы и совместно решить имеющиеся проблемы.

С учетом некоторых недостатков школы с показателями ниже среднего были прикреплены к высшим учебным заведениям. Мы стремимся быть для них вспомогательной силой, а не контролирующей организацией. Преж­де всего важно повысить уровень системы высшего образования. Сегодня работаем над университетской стипендией и специальными учебными подготовительными курсами в уни­верситет.

Планируем организовать поездки детей из школ Пскентского района в музеи столицы, а ташкентских школьников заинтересовать прогулкой по склонам гор. Наряду с культурным отдыхом пройдет и образовательный процесс. Кроме того, проведем турниры на Кубок ректора. Для студентов, занимающихся творчеством, обязательно организуем посещение Аллеи литераторов, а для юных изобретателей - технических музеев.

Есть возможность ознакомиться с лабораторным оснащением в университете, стендами, экспонатами в мастерской. Здесь же имеется оборудование для водородной сварки, где можно научиться его использовать.

Трудно вызвать интерес к физико-­химическим методам, если ребенок не видит самого процесса… Он должен его почувствовать. Поэтому в ряде школ наши преподаватели и студенты-знатоки проведут соответствующие занятия. А для учителей достаточно организовать экскурсии, чтобы обогатить их мировоззрение. В общем, ведем совместную работу со школами, применяя индивидуальный подход к каждой.

 

- Система высшего образования Респуб­лики Узбекистан должна стать хабом по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии…

- Действительно, это одна из важнейших задач. С данной целью необходимо разработать «дорожную карту» интернализации получения знаний в каждом высшем учебном заведении. Чтобы стать хабом образования, следует укреплять двусторонние соглашения, повышать квалификацию в университетах-­партнерах, обмениваться опытом. Эффект принесет и организация лекций зарубежных профессоров для студентов, мастер-классов для учителей, магистров и докторантов.

 

- Есть ли в Ташкентском государственном транспортном университете наработки по использованию международного опыта?

- В целях укрепления связи с ведущими зарубежными университетами, научными и инновационными цент­рами подписан меморандум о сотрудничестве между нашим университетом и Международным колледжем индустриализации и защиты населения от бедствий и аварий (Болгария).

Установили также контакты с Университетом логистики Кюне (Германия), Национальной школой гражданской авиации (Франция) и Тулузской бизнес-школой. В октябре прошлого года при поддержке Посольства Узбеки­стана во Франции была организована видеоконференция между нашим университетом и французской Национальной школой гражданской авиации - крупнейшим учебным заведением в этом направлении. Этот опыт будет продолжен и послужит подготовке высококвалифицированных специалистов для отрасли.

Международная практика показывает: чтобы соответствовать требованиям времени, необходимо организовать интеграцию. С этой целью тесно сотрудничаем с организациями на базе Министерства транспорта по проведению производственной практики для студентов. За короткий период кафед­ры университета также открыли собственные производственные филиалы и работают с учебным центром.

 

- Среди нововведений в системе высшего образования - публикация национальных рейтингов...

- Раньше не все университеты понимали суть подобных рейтингов, поэтому конкуренция в то время была не такой, как сегодня. На данный момент каждый вуз осознает: путь к выходу в мировое сообщество - только в достижении высоких показателей. Однако их повышение в тех или иных рейтингах не является самоцелью. На мой взгляд, на нынешнем этапе развития высшей школы важны актуализация научных исследований и повышение качества образования.

 

- Цифровые технологии формируют новый набор требований к национальной системе образования. Какая работа ведется в этом направлении?

- Глава государства поставил задачи по совершенствованию общественного транспорта. Наш университет ответственно подходит к этой работе. Кафедра развития интеллектуальной транспортной системы работает с дорожными инженерами над цифровизацией процессов в сфере автомобильного транспорта. В рамках проекта «Один пояс, один путь» разработан генеральный план по градостроительству, который реализуется в 28 городах страны. Составлен такой план и по транспортной системе, где совместно будут работать выпускники-магистранты.

Не секрет, что в столице образуются пробки на дорогах. Нередко для решения проблем производятся расчеты с учетом всех направлений движения метро, автобусов и автомагистралей. При этом во внимание берутся численность проживающих людей в определенной части города, количество магазинов и офисов, ширина дороги, повороты, дорожные знаки. Вводятся единые транспортные карты.

 

- Каковы приоритеты нового университета?

- Ориентируемся на четыре цели - качество образования, производство, науку и воспитание. В первую очередь предоставляется качественное образование, проводится практическое обучение и внедряются новшества. Это нужно начинать со школы, потому что в вуз должна поступать только хорошо подготовленная молодежь.

В стране необходимы крупные инновационные проекты по развитию транспортной логистики. До создания университета профессора и преподаватели представили множество проектов в Минис­терство инноваций.

Нам необходимо работать с экспертами во всех соответствующих областях и иметь достаточные знания. Например, магистр или профессор, работающий над проектом, должен изучать демографическую ситуацию в конкретном районе. Для этого нужна помощь экономистов, чтобы рассчитать, как эта цифра может измениться через пять лет. При том учитывается наплыв людей в район или их переселение в другую местность. Все данные вносятся в программу, с которой работают специалисты, разбирающиеся в информационных системах. Кроме того, следует учитывать вопрос безопасности дорожного движения.

Комплексное решение может быть эффективным только тогда, если каждый студент или специалист индивидуально выполнит какой-либо проект. Ведь данный процесс имеет тесную связь между разными сферами.

Беседовала
Мунисхон Исокулова.
«Правда Востока».