В одном из постов я отметила о наиболее значимом событии прошлой недели - это образование в Узбекистане комиссии по внесению изменений в Конституцию. Думаю, что в ближайшее время нас ждет полемика вокруг данной темы, так как не все однозначно восприняли инициативу фракции партий УзЛиДеП и «Миллий тикланиш», о планах начать процесс внесения изменений в Конституцию.
В этой статье мне хотелось бы обратиться к положительному международному опыту зарубежных государств, которые успешно провели конституционные реформы.
Так по официальным данным только в XXI веке около 90 стран мира успешно осуществило конституционные реформы, а 57 - приняли новые конституции. Среди стран, наиболее часто принимавших дополнения и изменения по конституции, входят страны как из Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Чили, Колумбия) так и из Европы, Азии и Океании (Швейцария, Грузия, Австрия, Израиль, Индия и Новая Зеландия).
Почему же эти и другие страны приняли решение внести изменения в свои Конституции? Ответом может служить изменения как во внутренней, так и во внешней политике указанные государств, а также появление новых вызовов и угроз в условиях глобализации. Как правило современные конституционные реформы затрагивали такие вопросы как гендерное равенство, экологию, социальную защиту уязвимых слоев населения, информационную безопасность, электронную дипломатию и др.
Так, в Швейцарии была проведена реформа Конституции в 1999 г. утвержденная позже на референдуме 9 февраля 2003 г. В результате проведенной реформы были приняты поправки закрепляющие политические права швейцарских граждан при проведении народных голосований на федеральном уровне. Кроме того, добавились три новых элемента: 1. введена общая народная инициатива; 2. введен в практику «конвенционный» референдум; 3. изменена процедура частичного пересмотра конституции.
Конечно же, мы не можем сравнивать изменения, которые планируются ввести в нашей стране со Швейцарией. У нас определены свои приоритеты, среди которых особо выделяется концепция социального государства и решение таких важных проблем как имущественное неравенство, доступ к высшему образованию, здравоохранению, защита социальных потребностей каждой личности и др.
Важно будет уделить внимание понятию «Социальное государство» которое призвано гарантировать своим гражданам определенный минимум благосостояния в условиях жестких вызовов современности (пандемии и эпидемий).
В мировой практике данное понятие закреплено в Основном законе Германии в 1949 году - «социальное правовое государство»; «социальное государство» в Конституции Франции 1958 г.; категория «социальное государство» присутствует в конституциях государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.
Узбекистан планирует присоединиться к подобной трактовке и дать данное определение не только как цель нашей внутренней политики, но и указать базовые основы социального государства.
Таким образом в дни празднования 30-летия Конституции Узбекистана, внесенные изменения в Конституцию должны будут отразить все насущные потребности нашего народа и прежде всего социальные.