Конституционное закрепление статуса и гарантий деятельности партий

    Страна в фокусе 23 ноября 2023 642

    Развитие многопартийной системы является одним из важнейших приоритетов демократических реформ, имеющих целью создание в Узбекистане современных институтов представительной демократии, формируемых на основе общепринятых в мире демократических стандартов.

    Основополагающие принципы политического плюрализма и многопартийности, отвечающие общепринятым в мире демократическим нормам, были закреплены в Конституции Республики Узбекистан, включая наделение партий функциями выражения политической воли различных социальных слоев и групп и конституционное закрепление участия партий в формировании государственной власти через своих, избранных демократическим путем представителей. Эти и другие конституционные принципы, нормы создали основу для дальнейшего развития и законодательного закрепления норм, регулирующих порядок создания и деятельности политических партий, в том числе, порядок участия партий в выборах.

    Начиная с конституционного закрепления основополагающих принципов политического плюрализма, главной стратегической задачей на этом направлении демократических реформ было и остается создание необходимых организационно-правовых условий для усиления роли политических партий в жизни государства и общества, формирования среди них здоровой конкурентной среды.

    Конституция Республики Узбекистан определяет статус политических партий, как общественных объединений, которые «выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти».

    Конституцией Республики Узбекистан также установлены следующие гарантии деятельности партий, как общественных объединений:

    - никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах государственной власти.

    - государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, создает им равные правовые возможности для участия в жизни общества;

    - вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность негосударственных некоммерческих организаций, а также вмешательство негосударственных некоммерческих организаций в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается;

    - роспуск, запрещение или ограничение деятельности общественных объединений могут иметь место только на основании решения суда.

    При этом, в полном соответствии с принципами Международного пакта о гражданских и политических правах, конституционно установлены запреты на создание и деятельность:

    - политических партий, других негосударственных некоммерческих организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против государственного суверенитета, территориальной целостности и безопасности Узбекистана, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на конституционные права и свободы граждан, здоровье населения, общественную нравственность, а также политических партий по национальным и религиозным признакам, военизированных объединений;

    - тайных обществ и объединений.

    Важным результатом последовательного совершенствования законодательства о выборах стало превращение политических партий в один из основных институтов, через которые реализуется конституционное право граждан Республики Узбекистан быть избранными в представительные органы государственной власти.

    В соответствии с общепринятыми в демократически развитых странах принципами свободных и справедливых выборов законодательно закреплены такие права и гарантии политических партий, как:

    - право на выдвижение кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгашей народных депутатов, кандидатов в Президенты Республики Узбекистан;

    - право кандидатов в депутаты и кандидатов в Президенты Республики Узбекистан назначать своих доверенных лиц;

    - право вести предвыборную агитацию путем распространения информации о предвыборной программе партии с призывом голосовать за выдвинутых партией кандидатов в депутаты, кандидата в Президенты Республики Узбекистан;

    - гарантированное предоставление партиям и выдвинутым ими кандидатам равных условий для ведения предвыборной агитации;

    - запрет на распространение в ходе предвыборной агитации недостоверных сведений, а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов в депутаты, кандидата в Президенты Республики Узбекистан;

    - право партий на назначение своих наблюдателей, а также, при выборах депутатов, уполномоченных представителей для участия в подсчете голосов на избирательных участках;

    - государственное финансирование участия партий в выборах.

    Необходимо отметить, что правовое регулирование участия политических партий в выборах является динамично развивающейся сферой национального законодательства. В частности, дальнейшему усилению правовых гарантий обеспечения равных возможностей участия партий в избирательных кампаниях послужило принятие Избирательного кодекса Республики Узбекистан.

    Наряду с конституционным закреплением статуса политических партий и гарантий их деятельности, в Узбекистане практически решены вопросы правовой институционализации - закрепления норм, регулирующих порядок создания и деятельности партий, их финансирования, а также права и полномочия партий и их депутатских объединений в специальных законах – Законе «О политических партиях», Конституционном Законе «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», Законе «О финансировании политических партий».

    В соответствии с указанными законодательными актами партии, наряду с участием в выборах, наделены правами:

    - свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

    - участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений, в этих целях формировать свои фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов;

    - проводить собрания, конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью партии;

    - в порядке, предусмотренном законодательством, учреждать средства массовой информации и пользоваться другими средствами массовой информации;

    - вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, договорные отношения с ними и другими общественными объединениями.

    В свою очередь, парламентские фракции партий и партийные группы на местах законодательно наделены широким кругом прав и полномочий, существенно усиленных в последние годы, причем, рассмотрение их мнений и предложений, соответственно, на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса и сессиях КНД является обязательным.

    Законодательно закреплен порядок, в соответствии с которым фракции политических партий, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными. Установлены гарантии прав парламентской оппозиции, которые не могут быть ущемлены парламентским большинством.

    Важное значение для укрепления финансовой самостоятельности партий имело законодательное установление в 2016 году порядка, в соответствии с которым государственные средства, не использованные политической партией в течение финансового года, не подлежат возврату в Государственный бюджет Республики Узбекистан и используются для финансирования ее уставной деятельности в последующие годы.

    Дальнейшему усилению гарантий свободной общественно-политической деятельности партий послужило также освобождение политических партий в апреле 2016 года от установленной Законом Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» обязанности согласовывать свои мероприятия с регистрирующими органами юстиции.

    Оценка рассмотренных выше результатов, достигнутых в нормативно-правовом регулировании развития многопартийной общественно-политической системы страны, и их сопоставление с зарубежным опытом правового регулирования развития демократических партийных систем и политического плюрализма позволяет сделать следующие обобщения:

    - Конституционно закрепленные в Узбекистане права и свободы человека и гражданина создают достаточные правовые условия для развития политического плюрализма и многопартийности в соответствии с тенденциями, характерными для большинства демократических стран мира.

    - Партийная система в Узбекистане по своему типу является конкурентной мультипартийной системой, а законодательство, регулирующее деятельность партий, создает правовые основы для формирования лидирующих блоков парламентского большинства и конкурирующей с ними парламентской оппозиции.

    - Политический плюрализм в Узбекистане формируется, как умеренный плюрализм, не допускающий существования «антисистемной оппозиции», что вполне соответствует практике законодательного регулирования многих демократических стран (запрет на создание и функционирование таких, «антисистемных» партий, посягающих на конституционный строй, предусматривается конституциями Федеративной Республики Германии, Французской Республики, Испании, Италии и др.).

    - Институционализация политических партий в Узбекистане осуществлена как на конституционном уровне, так и на уровне специальных Законов «О политических партиях» и «О финансировании политических партий», а также законодательства о выборах. В данном вопросе Узбекистан опережает многие страны мира, в которых специальное законодательство о партиях еще не получило развития.

    Необходимо также отметить, что конституционно-правовое регулирование функционирования многопартийной общественно-политической системы в Узбекистане находится в состоянии динамичного развития. Его тенденции в целом соответствуют принципам и нормам, общепринятым в странах с демократической формой правления.

    В целом нормативно-правовая база деятельности политических партий в Узбекистане обеспечивает необходимые условия для выполнения партиями общепринятых в демократических странах функций представительства интересов различных социальных слоев и групп населения в выборных органах власти, участия в формировании государственной власти и осуществления, через своих депутатов, парламентского и депутатского контроля деятельности государственных органов, социальной диагностики, политической социализации и политического просвещения населения.

    Г. Носирходжаева,

    профессор ТГЮУ.

    Ш. Шаякубов,

    доцент ТГЮУ.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates