Важно отметить, что новая редакция разделов прав в отношении свободы информации соответствует современным международным стандартам. Так, Всеобщая декларация прав человека гласит: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (статья 29).
Принимаемые нормы Конституционного закона предоставляют широкие возможности для еще большей действенности СМИ в качестве одного из ключевых институтов гражданского общества, утверждения атмосферы открытости и гласности в обществе.
Предоставляется простор для работы всех медиа, о котором в недавнем прошлом трудно было даже мечтать. Когда-то за публикацию малой толики того, что СМИ и социальные сети освещают сегодня, следовало жесткое наказание авторов, а порой и негласный запрет на профессиональную деятельность. Эти ограничения негативно сказывались на имидже нашей страны. В то время в журналистской среде нередко рассуждали: дайте нам свободу, и мы выйдем на мировую информационную арену. Но на деле, как оказалось, все не так просто.
Известно: в мировом информационном пространстве внимание той или иной стране уделяется в связи с событиями, которые происходят там и представляются важными для международной аудитории. Интерес вызывают прежде всего позитивные процессы, политические или социально-экономические реформы, которые могут отражаться не только на судьбах жителей данного государства, но и иметь масштабы, выходящие за его пределы. Привлекают внимание, конечно, и события чрезвычайного, негативного характера.
Бесспорна роль СМИ в узнаваемости страны в мире, формировании ее внутреннего и внешнего имиджа. В связи с этим вспоминается поездка в США в начале двухтысячных годов, оставившая наряду с другими одно поразившее меня впечатление. Гуляя по Вашингтону и Нью-Йорку, приходилось общаться с обычными людьми. На вопрос, откуда вы, отвечал - из Узбекистана. К моему удивлению, собеседники не сразу понимали, где это, и пытались уточнить, называя такие страны, как Пакистан или Афганистан. Конечно, было обидно. Теперь-то осознаю, что, наверное, многие наши соотечественники попадали в аналогичные ситуации за рубежом.
Причина этого невежества была простой - об Узбекистане тогда практически ничего не сообщалось в мировых средствах массовой информации, а материалы местной прессы, не передававшей реальной ситуации в стране, мало кого за рубежом привлекали.
За последние шесть-семь лет ситуация изменилась в корне. Сегодня Узбекистан становится все более узнаваемым в мировом медиапространстве, и отрадно, что это происходит прежде всего в позитивном ключе. Ньюсмейкером в первую очередь выступает Президент страны Шавкат Мирзиёев, положивший начало масштабным реформам социально-экономического и политического характера, и выдвигающий значимые инициативы на крупнейших международных площадках.
Руководство Узбекистана, избрав политику открытости, в первую очередь становится источником новостей, вызывающих искренний интерес отечественных и зарубежных средств массовой информации. Публичными становятся представители истеблишмента страны - парламентарии, министры, дипломаты, чиновники разного уровня, представители деловых кругов. Создан эффективно действующий институт информационных служб во всех структурах государственной власти, налаживающий регулярное взаимодействие со СМИ. Критические выступления медиа не остаются без внимания, оперативно рассматриваются, находят свое решение на самом высоком уровне.
Уход от прежних стереотипов, осуществляемые на практике реформы, основанные на демократических принципах, открытость власти и опора на гражданское общество изменили облик страны, сделав его привлекательным не только для своих граждан, но и для внешнего мира. Новые внешнеполитические ориентиры Ташкента стали триггером интеграции всей Центральной Азии и изменения геополитической картины региона, которая в свою очередь влияет на глобальные процессы.
Узбекистан все чаще становится площадкой для крупных форумов, саммитов разного уровня, на которых рассматриваются проблемы международного масштаба.
В этих условиях средства массовой информации Узбекистана получают возможности расширить свое присутствие в международном медиапространстве, стать частицей единого мирового медийного поля.
Оперативное и вместе с тем объективное освещение событий в Узбекистане с использованием всех возможностей медиаресурсов в свою очередь будет служить продвижению нового демократического имиджа страны, его большей узнаваемости в мире.
Подспорьем в этом служат современные информационные технологии, открывшие безграничные возможности не только для представителей СМИ, но и для любого человека, желающего поделиться теми или иными новостями. Мир перешел в онлайн-режим, когда абсолютно любые события мгновенно попадают в сеть и становятся доступными в любом уголке Земли. В результате сформировался насыщенный информационный фон, в котором даже профессиональным медиа оказалось не совсем просто обратить на себя внимание, найти своего читателя.
Сегодня на медиааудиторию претендуют блогеры, инфлюенсеры, да и просто обыватели, готовые поделиться своими историями. СМИ лишились монополии на распространение информации и вынуждены приспосабливаться к новым реалиям, трансформироваться.
Несмотря на происходящие процессы, ведущие эксперты медиасферы с оптимизмом утверждают, что профессиональная журналистика нужна: она не только сохранит свои позиции, но будет и далее развиваться. Правда, для этого ей следует жить в ногу со временем и даже немного опережая его.
Думается, никто не будет спорить с тем, что в новых условиях, наряду со свободой творчества, необходимо повышение профессиональных навыков, умение не только найти самые интересные события, но и преподнести их аудитории в соответствии с современными требованиями. В погоне за сенсацией и оперативностью нельзя забывать о достоверности предоставляемой информации. Особую ответственность возлагает и растущая роль СМИ в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления. Профессиональная этика, взятые обязательства должны подпитываться пониманием, что СМИ служат мостом между обществом и властью, а не средством манипуляции общественным мнением.
В медиасообществе не стихает спор о судьбе традиционных СМИ. Однако очевидно, что уже сама жизнь дает новые ориентиры. Представители печатных СМИ, пассивно ожидающие субсидии или помощь в организации подписки, скорее всего, обречены. Непростая ситуация складывается для теле- и радиожурналистики, работающей по старым лекалам. Учитывая это, многие газеты, журналы, телевидение, радиоканалы и даже интернет-издания идут по пути конвергенции. Не ограничиваясь веб-сайтами, они открывают страницы или профили в YouTube, Facebook, Telegram, Instagram, предоставляя текстовые, аудио- и видеоматериалы на разных языках. Работа в данном направлении оправдана тем, что социальные сети стали самостоятельной платформой передачи информации для многомиллионной аудитории.
Сегодня ведущие средства массовой информации Узбекистана, включая популярные интернет-издания, уверенно занявшие свое место в медиапространстве, ориентируются не только на отечественную аудиторию, но и на зарубежную. Уверен, что именно такая редакционная политика, нацеленная на международные стандарты, безусловно, даст свои плоды и будет способствовать росту узнаваемости и повышению имиджа Нового Узбекистана на мировой арене.
Бахтиёр Хасанов.
Доктор философии по политическим наукам (PhD)
Университета мировой экономики и дипломатии.









