баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов: инновации в действии

    Проводимые в стране экономические реформы обеспечивают внедрение все новых рыночных механизмов и подходов, укрепление банковско-финансовой системы, сокращение налоговой нагрузки на бизнес и введение дополнительных льгот и преференций для инвесторов.

    Глава государства не раз отмечал, что важнейшими векторами преобразований являются либерализация экономической системы, создание благоприятного инвестиционного климата. С этой целью в Министерстве инвес­тиций и внешней торговли запущена автоматизированная информационная система «Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов».

    В условиях современной рыночной экономики и высоких темпов научно-технического прогресса особенно важным становится ориентация страны на ускоренное инновационное развитие. Дальнейшее реформирование экономики Узбекистана требует максимального использования инвес­тиционного ресурсного потенциала, наращивания объемов инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. При этом важен не только совокупный уровень инвес­тиций в стране, но и распределение инвестиционного потенциала в регионах как гарант их финансовой и социальной стабильности.

    Ведь в современных условиях именно инвестиции являются залогом экономического роста и национального дохода территорий, способны заметно увеличить объемы валового продукта и существенно пополнить Государственный бюджет. А для многих отечественных предприятий - это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инвестиционный потенциал.

    За последние несколько лет наша страна прошла через ускоренную трансформацию экономики и все чаще фигурирует в международном сообществе как пример открытости, новаторства и решимости в снятии разного рода барьеров для бизнеса. Для эффективной имплементации Закона Респуб­лики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» успешно функционирует четырех­уровневый механизм взаимодействия органов государственной власти и инвесторов, состоящий из Министерства инвестиций и внешней торговли, заместителей руководителей хокимиятов и дипломатических представительств за рубежом и коммерческих банков, который позволяет оперативно реагировать на все запросы инвесторов и должным образом отслеживать эффективность имплементации мер, предусмотренных законом.

    При этом важно отметить роль созданного при поддержке Европейского банка реконструкции и развития Совета иностранных инвесторов при Президенте Респуб­лики Узбекистан, который обеспечивает прямой диалог с инвесторами, осуществляющими свою деятельность в респуб­лике. Также активную поддержку получает развитие института международных третейских судов, которые обеспечивают верховенство закона и надлежащее исполнение принятых обязательств со стороны государства и местных инвесторов, что является важным и системообразующим компонентом инвестиционного климата страны.

    Вместе с тем мировая практика и опыт показывают: проблемы, сдерживающие инвестиционную и инновационную активность бизнеса, уже не могут быть решены простыми инструментами - предоставлением преференций или публикацией новых декларативных норм. Для активизации частных инвестиций требуется раскрепощение предпринимательской деятельности, постоянный диалог с бизнесом, кропотливая работа по выявлению и преодолению барьеров, препятствующих развитию тех или иных секторов.

    В связи с этим проводится активная работа по следующим направлениям.

    Для поддержания стабильно высоких темпов роста экономики необходимо формирование устойчивой и конкуренто­способной модели экономики страны, в которой превалирующая доля активов банковской системы должна быть в руках частных инвесторов.

    В активной фазе находится стимулирование инвестиционной активности через развитие инст­рументов государственно-частно­го партнерства и проектного финансирования для обеспечения ускоренного роста инвестиций в инфраструктуру, которая также является одним из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого роста экономики.

    Осуществляется оптимизация процессов взаимодействия инвесторов и государства для полного исключения бюрократических барьеров и препон в реализации инвестиционных проектов через цифровизацию и бесконтактное предоставление государственных услуг. Повышается качество организации работы с обращениями и запросами иностранных инвесторов для обеспечения максимальной транспарентности и предотвращения коррупции.

    Происходит снижение тран­закционных издержек, которые приводят к переходу труда и капитала из легального в теневой сектор экономики.

    Разрабатывается стратегия инвес­тиционной политики, сфокусированной на отдельных, наиболее перспективных для Узбеки­стана отраслях, способных стать точками технологического прорыва и заложить основу развития производительных сил страны на следующие 20-30 лет.

    Учитывая тот факт, что инвестиционный климат влияет практически на все сферы деятельности страны, спектр реформ охватил все направления, в том числе экономическое, институциональное, образовательное, здравоохранение, сельское хозяйство, водоснабжение, энергетику, транспорт и другие.

    Исходя из этого можно делать вывод о том, что направление на данный момент играет ключевую роль в развитии республики. При этом необходимо держать руку на пульсе, оценивать риски и результативность. Обусловлено это тем, что анализ эффективности инвестиционных проектов - незаменимый инструмент совершенствования качества управления проектами и минимизации рисков. Именно от того, насколько дальновидно, рационально, экономически обоснованно и эффективно инвестиционное решение, во многом зависит будущее не только результатов проектов, но и экономики региона и страны в целом.

    И тут на помощь специалистам приходят технологии: система «Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов», которая предусматривает еженедельный мониторинг инвестиционных разработок. Цель - предотвращение риска несвоевременного запуска инициатив в постпандемический период.

    Что это значит для сферы?

    Теперь появится возможность в режиме онлайн отслеживать ход реализации инвес­тиционных проектов, расположенных в разных регионах. А это в свою очередь позволит оперативно решать проб­лемы, возникающие на определенных этапах проектного цикла, и своевременно устранять имеющиеся недостатки.

    Автоматизированная система будет представлять платформу с информацией о текущем состоянии реализации инвестиционных проектов. База данных - на регулярной основе пополняться актуальной информацией.

    На сегодня система функционирует в пилотном режиме. Сотрудниками Минис­терства инвестиций и внешней торговли, органов власти на местах и коммерческих банков проводится еженедельный мониторинг хода реализации вводимых проектов. Закрепленные ответственные лица выезжают на предприятия, изучают ход выполнения строительных работ, текущее состояние поставок и монтажа оборудования, а также статус выполнения других задач, связанных с вводом в эксплуатацию строящихся производственных объектов. Таким образом, на начальном этапе устраняются предпосылки возможных проблем.

    Запустить автоматизированную сис­тему полноценно в штатном режиме планируется с 1 июля текущего года. Четко оценивая цели и результаты, система «Конт­роль и мониторинг реализации инвестиционных проектов» сможет осуществить целенаправленные социально- экономические изменения в рамках своих целей и задач, которые положительно отразятся на жизни узбекистанцев. Инновации помогут сделать инвестиции адресными, экономически эффективными.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    При содействии пресс-службы Министерства инвестиций
    и внешней торговли.

    No date selected
    May 2021
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates