Глава государства не раз отмечал, что важнейшими векторами преобразований являются либерализация экономической системы, создание благоприятного инвестиционного климата. С этой целью в Министерстве инвестиций и внешней торговли запущена автоматизированная информационная система «Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов».
В условиях современной рыночной экономики и высоких темпов научно-технического прогресса особенно важным становится ориентация страны на ускоренное инновационное развитие. Дальнейшее реформирование экономики Узбекистана требует максимального использования инвестиционного ресурсного потенциала, наращивания объемов инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. При этом важен не только совокупный уровень инвестиций в стране, но и распределение инвестиционного потенциала в регионах как гарант их финансовой и социальной стабильности.
Ведь в современных условиях именно инвестиции являются залогом экономического роста и национального дохода территорий, способны заметно увеличить объемы валового продукта и существенно пополнить Государственный бюджет. А для многих отечественных предприятий - это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инвестиционный потенциал.
За последние несколько лет наша страна прошла через ускоренную трансформацию экономики и все чаще фигурирует в международном сообществе как пример открытости, новаторства и решимости в снятии разного рода барьеров для бизнеса. Для эффективной имплементации Закона Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» успешно функционирует четырехуровневый механизм взаимодействия органов государственной власти и инвесторов, состоящий из Министерства инвестиций и внешней торговли, заместителей руководителей хокимиятов и дипломатических представительств за рубежом и коммерческих банков, который позволяет оперативно реагировать на все запросы инвесторов и должным образом отслеживать эффективность имплементации мер, предусмотренных законом.
При этом важно отметить роль созданного при поддержке Европейского банка реконструкции и развития Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан, который обеспечивает прямой диалог с инвесторами, осуществляющими свою деятельность в республике. Также активную поддержку получает развитие института международных третейских судов, которые обеспечивают верховенство закона и надлежащее исполнение принятых обязательств со стороны государства и местных инвесторов, что является важным и системообразующим компонентом инвестиционного климата страны.
Вместе с тем мировая практика и опыт показывают: проблемы, сдерживающие инвестиционную и инновационную активность бизнеса, уже не могут быть решены простыми инструментами - предоставлением преференций или публикацией новых декларативных норм. Для активизации частных инвестиций требуется раскрепощение предпринимательской деятельности, постоянный диалог с бизнесом, кропотливая работа по выявлению и преодолению барьеров, препятствующих развитию тех или иных секторов.
В связи с этим проводится активная работа по следующим направлениям.
Для поддержания стабильно высоких темпов роста экономики необходимо формирование устойчивой и конкурентоспособной модели экономики страны, в которой превалирующая доля активов банковской системы должна быть в руках частных инвесторов.
В активной фазе находится стимулирование инвестиционной активности через развитие инструментов государственно-частного партнерства и проектного финансирования для обеспечения ускоренного роста инвестиций в инфраструктуру, которая также является одним из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого роста экономики.
Осуществляется оптимизация процессов взаимодействия инвесторов и государства для полного исключения бюрократических барьеров и препон в реализации инвестиционных проектов через цифровизацию и бесконтактное предоставление государственных услуг. Повышается качество организации работы с обращениями и запросами иностранных инвесторов для обеспечения максимальной транспарентности и предотвращения коррупции.
Происходит снижение транзакционных издержек, которые приводят к переходу труда и капитала из легального в теневой сектор экономики.
Разрабатывается стратегия инвестиционной политики, сфокусированной на отдельных, наиболее перспективных для Узбекистана отраслях, способных стать точками технологического прорыва и заложить основу развития производительных сил страны на следующие 20-30 лет.
Учитывая тот факт, что инвестиционный климат влияет практически на все сферы деятельности страны, спектр реформ охватил все направления, в том числе экономическое, институциональное, образовательное, здравоохранение, сельское хозяйство, водоснабжение, энергетику, транспорт и другие.
Исходя из этого можно делать вывод о том, что направление на данный момент играет ключевую роль в развитии республики. При этом необходимо держать руку на пульсе, оценивать риски и результативность. Обусловлено это тем, что анализ эффективности инвестиционных проектов - незаменимый инструмент совершенствования качества управления проектами и минимизации рисков. Именно от того, насколько дальновидно, рационально, экономически обоснованно и эффективно инвестиционное решение, во многом зависит будущее не только результатов проектов, но и экономики региона и страны в целом.
И тут на помощь специалистам приходят технологии: система «Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов», которая предусматривает еженедельный мониторинг инвестиционных разработок. Цель - предотвращение риска несвоевременного запуска инициатив в постпандемический период.
Что это значит для сферы?
Теперь появится возможность в режиме онлайн отслеживать ход реализации инвестиционных проектов, расположенных в разных регионах. А это в свою очередь позволит оперативно решать проблемы, возникающие на определенных этапах проектного цикла, и своевременно устранять имеющиеся недостатки.
Автоматизированная система будет представлять платформу с информацией о текущем состоянии реализации инвестиционных проектов. База данных - на регулярной основе пополняться актуальной информацией.
На сегодня система функционирует в пилотном режиме. Сотрудниками Министерства инвестиций и внешней торговли, органов власти на местах и коммерческих банков проводится еженедельный мониторинг хода реализации вводимых проектов. Закрепленные ответственные лица выезжают на предприятия, изучают ход выполнения строительных работ, текущее состояние поставок и монтажа оборудования, а также статус выполнения других задач, связанных с вводом в эксплуатацию строящихся производственных объектов. Таким образом, на начальном этапе устраняются предпосылки возможных проблем.
Запустить автоматизированную систему полноценно в штатном режиме планируется с 1 июля текущего года. Четко оценивая цели и результаты, система «Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов» сможет осуществить целенаправленные социально- экономические изменения в рамках своих целей и задач, которые положительно отразятся на жизни узбекистанцев. Инновации помогут сделать инвестиции адресными, экономически эффективными.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».
При содействии пресс-службы Министерства инвестиций
и внешней торговли.









