Махалля – это основа мира и спокойствия, согласия и взаимопонимания, просвещения и воспитания.

Ш.М.Мирзиёев.

Махалля издавна является не только административной, но и культурной единицей общества. Здесь формируются ценности, строятся человеческие отношения, передаётся опыт поколений. Как подчеркнул наш Президент, «махалля — это зеркало и основа всех наших реформ. Все происходящие в обществе процессы находят своё отражение в жизни махалли и именно здесь обретают практическое воплощение». Именно поэтому Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 января 2025 года         № ПП-1 направлено на разработку и внедрение адресных мер по предупреждению правонарушений, повышению роли общественного контроля и интеграции современных технологий.

Согласно документу, в каждой махалле будут разработаны индивидуальные «дорожные карты» по стабилизации криминогенной обстановки. Акцент делается на профилактику правонарушений, усиление роли активистов и местных советов, а также взаимодействие с правоохранительными органами.

Государство играет ключевую роль в создании условий для безопасной среды, обеспечивая правовую базу, финансирование и подготовку специалистов. Однако успех этой концепции невозможен без активного участия самих граждан.

Создание безопасной среды представляет собой не только внутренний государственный приоритет, но и отражает общепринятую международную практику. Так, в Сингапуре внедрена система интеллектуального видеонаблюдения, основанная на использовании автоматизированных алгоритмов анализа данных, позволяющих своевременно фиксировать правонарушения и оперативно реагировать на потенциальные угрозы. В Нидерландах реализуется государственная программа «Умный город», предусматривающая внедрение цифровых решений в систему муниципального управления с целью оптимизации мер по предупреждению преступлений и повышению уровня общественной безопасности. В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплена деятельность добровольных народных дружин, осуществляющих содействие правоохранительным органам в профилактике и пресечении противоправных действий на локальном уровне.

Узбекистан, опираясь на международный опыт, адаптирует его к национальному правовому контексту. Одним из ключевых направлений в этой сфере является цифровизация системы обеспечения общественного порядка, включая установку камер видеонаблюдения в местах массового пребывания граждан, применение автоматизированных аналитических систем для мониторинга криминогенной обстановки и совершенствование механизмов оперативного реагирования на правонарушения.

№ ПП-1 является фундаментом для реализации стратегических реформ, направленных на модернизацию системы обеспечения общественной безопасности. В перспективе его реализация приведёт к следующим значимым изменениям:

Системному снижению уровня преступности в махаллях за счёт внедрения комплексных профилактических мер, включая усиление общественного контроля, цифровизацию мониторинга правонарушений и активизацию взаимодействия правоохранительных структур с населением.

Росту уровня правосознания и укреплению доверия граждан к правоохранительным органам благодаря прозрачности их деятельности, оперативности реагирования на возникающие угрозы и эффективному механизму обратной связи с обществом.

Усилению координации между государственными институтами и гражданским обществом, что будет способствовать формированию новой модели социального партнёрства в сфере обеспечения правопорядка.

Интеграции инновационных технологий в систему предупреждения преступлений, включая использование биометрических систем идентификации, искусственного интеллекта и аналитических алгоритмов для прогнозирования криминогенных рисков.

Таким образом, концепция «Безопасная махалля» представляет собой не только стратегический ориентир государственной политики, но и действенный механизм формирования устойчивой и безопасной социальной среды. Совокупность принятых мер обеспечит эффективное функционирование системы раннего предупреждения правонарушений, укрепление правопорядка и повышение уровня общественной защищённости.

Узбекова Дильшода Тулкиновна

Докторант по направлению «Уголовный процесс. Криминалистика,

оперативно-розыскное право и судебная экспертиза» Ташкентского государственного юридического университета