Фото: Вадим Савицкий/ТАСС

Динамика развития организации определяется в первую очередь жизненной необходимостью, а также многосторонними соглашениями и общими национальными интересами государств- участников. ШОС не стремится к достижению определенного целевого уровня взаимодействия, а планомерно движется по пути поиска общего знаменателя в решении актуальных региональных проблем. Очевидно одно - Шанхайская организация сотрудничества обладает огромным потенциалом по ряду уникальных параметров, и постоянный поиск новых возможностей определяет направление ее дальнейшего развития.

Экспертное сообщество нередко выражает скептицизм относительно уровня сотрудничества между государствами - членами ШОС. Некоторые эксперты полагают, что политические системы, экономики и подходы стран, входящих в ШОС, чересчур разно­образны. Тем не менее, продолжая решать общие задачи в области безопасности, а также культурно- гуманитарного обмена, государства ищут оптимальные механизмы для расширения экономических связей и углубляют контакты в этом направлении. В целом опыт организации, возможно, является первым в истории построения равноправного партнерства между странами с разной степенью влияния в мировом масштабе, экономическим и политическим потенциалом и разнообразием культурных и цивилизационных особенностей.

Благодаря особенностям взаимодействия организация является примером не только того, как могут гармонично сосуществовать государства разных уровней влияния, организационных парадигм, культурных и национальных традиций, но и с точки зрения создания ими благоприятных условий для объединения идей, целей и задач, продуктивного установления и развития диалога, а также формирования культуры общения, направленной на достижение совместного и взаимовыгодного результата. Узбекистан как один из основателей ШОС выступает за развитие всесторонних отношений и в сфере экономики. К тому же ШОС, являясь одним из регуляторов безопасности в Цент­ральной Азии, объединяет государства, чтобы обеспечить стабильность и процветание в регионе.

Выступая на саммите Шанхайской организации сотрудничества 10 ноября, Президент Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул важность усиления сотрудничества в сфере экономики, а главной целью в этом вопросе определил оживление торгово-экономических связей и промышленной кооперации. Сегодня от негативного эффекта COVID-19 страдает вся мировая экономика. Предложенные главой Узбекистана совместные антикризисные программы, которые должны включать в себя устранение барьеров во взаимной торговле, упрощение таможенных процедур, их гармонизацию и цифровизацию, развитие электронной коммерции, поощрение взаимных инвестиций, воспринимаются как своевременные и актуальные решения накопившихся за прошедший период проблем.

Выступление Президента Узбекистана значимо не только с точки зрения придания импульса развитию интеграционных тенденций на пространстве ШОС, но и повышения статуса страны как одного из ведущих игроков, влияющих на развитие политических и экономических процессов, определяющих основные положения международной повестки. Главный тезис лидера Узбекистана был направлен на снятие сдерживающих факторов и придание импульса для экономического развития государств - членов ШОС.

Пандемия коронавируса влияет на все направления и сферы не только внутригосударственных, но и международных отношений. В условиях глобализации, пытаясь защититься от распространения вируса, страны закрывают свои границы, порой без учета экономических последствий. Наряду с развитыми развивающиеся государства сильно пострадали от закрытия рынков. Исходя из того, что сегодня гарантом экономичес­кого развития любого государства является промышленная кооперация, Президент Узбекистана предложил разработать Программу стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран - членов ШОС, реализация которой создаст широкие возможности для бизнеса. Так как ряд мировых экспертов, исследующих тенденции и тренды развития экономики, промышленной кооперации, рекомендует развивающимся странам ускорить процесс индустриализации экономики, мы можем с уверенностью говорить, что инициатива главы нашего государства непременно будет содействовать развитию партнерства в формате B2B.

Кроме того, Президентом Шавкатом Мирзиёевым предложена выработка нестандартных подходов к развитию торгово-экономических и инвестиционных связей в условиях пандемии, которые могли бы стать основой Плана ШОС по реализации Программы торгово-экономического сотрудничества. Еще одной инициативой главы нашего государства стала разработка конкретных мер по реализации Программы сотрудничества в области продовольственной безопасности. В условиях пандемии, как известно, многим странам пришлось принять меры по оказанию поддержки малоимущим семьям за счет государственных средств, а также малому и среднему бизнесу. Исходя из чего особый акцент в ходе выступления глава Узбекистана сделал на вопросе сокращения бедности, указал на важность проведения встреч руководителей ответственных министерств и ведомств. Предложено проведение международного форума для разработки специальной программы. Вопрос сокращения бедности поднимался неоднократно, в том числе в Послании Президента Олий Мажлису 24 января текущего года и на юбилейной 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре.

Пандемия коронавируса показала неготовность стран противостоять этому опасному и незримому врагу. Исходя из такой ситуации, наш Президент заявил о необходимости совместной работы в деле борьбы с вирусом, проработки совместных планов и программ в этом направлении, внес конкретное предложение по разработке и реализации международных проектов, направленных на обмен опытом в сфере диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, организации деятельности отрядов врачей и их подготовке.

Выступая на саммите ШОС, глава нашего государства отметил: «В современных условиях угрозы терроризма, экстремизма и наркобизнеса не только не ослабевают, а усиливаются, приобретают новые формы». В связи с этим своевременно предложено усилить контакты уполномоченных ведомств, разработать новые механизмы взаимодействия. Также, по словам Президента, крайне важной задачей остается достижение долгожданного мира в Афганистане. Безопасность и стабильность в этой стране должны рассматриваться как важная составляющая миропорядка и экономического процветания всего региона, считает лидер Узбекистана. А благодаря усилиям мирового сообщества, в том числе ШОС, в соседнем государстве уже заметны обнадеживающие перспективы скорейшего разрешения конфликта и выхода из экономического кризиса.

Таким образом, все инициативы нашего Президента явным образом демонстрируют приверженность республики дальнейшей кооперации и тесному взаимодействию при решении как политических, так и экономических задач.

Фузаил Махмудов.
Доктор философии по политическим наукам (PhD).