Креативная экономика: превращение идеи в деньги

    Мнение 1 февраля 2024 6115

    Если проанализировать развитие общества в процессе перехода от кочевничества к оседлой жизни и с периода начала социализации человечества до наших дней, то можно увидеть, что благополучная и зажиточная жизнь каждого индивида зависела от двух основных аспектов. Первое - от его личных целей и действий, а второе - от взглядов и стабильности общества. Первый фактор можно оценить как основной в зависимости от того, что второй аспект носит характер социальной направленности.

    В чем это проявляется? Допустим, вы опытный дехканин, который ежегодно получает богатый урожай и соответственно больше дохода, нежели остальные. Это результат целей и усилий. Другими словами, производная первого фактора.

    Если же, основываясь на втором аспекте, вы переработаете выращенный урожай и направите продукцию на экспорт, то ваше благополучие улучшится в несколько раз. В этих факторах, которые неразрывно связаны между собой, второй аспект имеет преимущество в охвате и эффективности.

    И таких примеров много. В частности, эффект реформ, проводимых в нашей стране для достижения великих целей по строительству Нового Узбекистана и фундамента третьего Ренессанса, весьма созвучен этому.

    На пути к созданию удобной инфраструктуры и бизнес-среды

    Еще один важный аспект - объединение общества на пути к определенной цели. Приняты меры по вовлечению населения в предпринимательство, повышению инвестиционной привлекательности страны, созданию благоприятной инфраструктуры и бизнес-среды, укреплению правовой базы.

    Поскольку речь идет о стабильности экономики, основным условием ее обеспечения является воплощение в жизнь новых идей и инициатив в соответствии с требованиями времени. В связи с этим Президент нашей страны отметил: «Новому времени нужны новые идеи и инициативы, новые результаты. Только так этап нашего развития, в который мы сегодня вступаем, станет по-настоящему новой эпохой».

    Примечательно, что в последние годы люди перестали опасаться перемен. Наоборот, усилилась тенденция производить и внедрять в жизнь новые идеи и инициативы. При этом глава государства принимает активное участие в данном процессе на международном уровне.

    В своем выступлении на расширенном заседании Республиканского совета по духовности и просветительству, состоявшемся 22 декабря 2023 года, Президент страны коснулся стабильности отечественной экономики и еще одного нового направления, служащего повышению благосостояния населения, - креативной экономики, сообщив: «В следующем году состоятся конференция по мировой креативной экономике в Ташкенте, а в Нукусе - международная научная конференция «Культура Арала». Также является актуальным вопросом повестки дня принятие отдельного закона о развитии креативной экономики.

    Креативная экономика и промышленность

    Термин «креативная экономика» относительно новый. Поэтому поговорим о нем.

    Данное направление сегодня становится настолько приоритетным, что даже ООН объявила 2021-й Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. По данным Influencer Marketing Hub, мировой рынок креативной экономики в этом году достигнет триллиона долларов.

    Такая деятельность основана на зарабатывании денег на идее во всех отраслях. Ее основное направление - креативная индустрия. Это особая отрасль экономики, основанная на продаже товаров и услуг, созданных в результате интеллектуальной деятельности. Важную роль в производстве таких товаров и услуг играет продвижение технологий, инноваций и креативности. Развитие сферы в западных странах начали поддерживать 15-20 лет назад.

    В нашей стране креативной индустрии придается особое значение, в том числе в сфере культуры и искусства. Примечательно, что сегодня создана правовая база для развития направления. Постановлением главы государства «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан» от 26 августа 2018-го, Указом Президента «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы» от 6 июля 2022-го определены приоритетные задачи развития креативной экономики.

    В частности:

    • поддержка стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры, а также организация крупномасштабного производства (создание капитала);
    • увеличение доли инновационно активных организаций за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;
    • обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства;
    • стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий - от идеи до конечного потребителя;
    • дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков созидательства, инновационного предпринимательства и рационализаторства на всех этапах образования;
    • использование передового зарубежного опыта в музейном управлении и маркетинга;
    • эффективное использование инновационных идей и технологий в более широком изучении и продвижении культуры;
    • создание национальных брендов в области культуры и искусства, комплексный подход к их выходу на мировые туристические рынки;
    • проведение современных маркетинговых исследований, направленных на привлечение и развитие иностранных инвестиций в киноиндустрию.

    Следует отметить, что нормативные документы Республики Узбекистан не содержат слов «креативная экономика» или «креативная индустрия», что является относительно новым понятием для нашей страны. Креативная экономика в первую очередь подразумевает активное участие граждан в создании стартапов, то есть новых бизнес-проектов, посредством поддержки оригинальных идей.

    Международный опыт

    Креативная индустрия находится в центре новой политики и стратегий экономического развития. Наблюдается активный рост креативных сетей, особенно в Лондоне, Берлине и Барселоне. В частности, в первом насчитывается более 386 тысяч креативных предпринимателей, которые приносят доход около 19 миллиардов фунтов стерлингов. Это означает, что на столицу Великобритании приходится 16 процентов ее экономики. По данным GLA Economics, креативные индустрии, такие как реклама, архитектура, информационные технологии и издательское дело, охватывают 16,3 процента от общего числа рабочих мест в Лондоне.

    В Великобритании распространена практика предоставления помещений представителям креативной индустрии на льготных условиях и поддержки их за счет грантов. Сегодня доля креативной индустрии в экономике страны составляет 77 миллиардов фунтов стерлингов. В одной только этой сети создано более 1,7 миллиона рабочих мест.

    Берлин в последнее время стал одним из главных центров, где проводятся международные мероприятия. Примерами могут служить Берлинале, German film awards, Media Convention, Games week Berlin, Deutscher Computerspielpreis. В этом городе широко распространены проектные пространства (project spaces), где есть специально оборудованные здания для реализации конкретных проектов, экспериментов с разными идеями. В общей сложности в Берлине действуют более 24 тысяч творческих предприятий со 170 тысячами сотрудников.

    Барселона также является одним из крупнейших кластеров креативной индустрии. Творческие сети здесь включают программирование, исследования и разработки, полиграфию, моду, ювелирные изделия и не только. Креативная индустрия в городе стала мощным инструментом для создания рабочих мест, повышения конкурентоспособности и процветания.

    The Catalan Institute of Cultural Enterprises - институция координирует деятельность более 140 тысяч креативных предпринимателей, действующих в Каталонии. Креативная индустрия приносит годовой доход в размере 5,7 миллиарда евро, что составляет 3,2 процента от добавленной стоимости всей продукции, производимой в Барселоне. Правительство Испании содействует созданию бизнес-проектов в сфере образования, научных исследований, креативных индустрий. С целью привлечения инвесторов к творческим проектам организуются торговые ярмарки, экономические мероприятия и конкурсы идей.

    В ходе изучения зарубежного опыта выявлены четыре групповые модели развития креативной индустрии по всему миру - американская, скандинавская, европейская и азиатская.

    Группы развития креативной индустрии

    В странах Старого Света креативные кластеры функционируют за счет вкладов их участников, а также полученных грантов. Сегодня в Европе идет создание эффективной финансовой экосистемы, поскольку финансирование креативного сектора и отраслей является актуальным вопросом.

    Американская модель основана на политике поощрения предпринимательских инициатив, развития творческих способностей и креативности. В США широко используется стратегия глокализации. Это процесс экономического, социального и культурного развития, характеризующийся сосуществованием разнонаправленных тенденций и ориентацией на создание продуктов и услуг, адаптированных к потребностям зарубежных потребителей.

    В этом государстве нет единой политики в отношении креативных индустрий на федеральном уровне, а все секторы поддерживаются на уровне штата и муниципалитета.

    Азиатская модель развития креативной индустрии направлена на создание инновационной составляющей креативного продукта. При этом использует элементы традиционной культуры в качестве политики продвижения национальных интересов на мировом рынке. В Стране утренней свежести Корейское агентство креативного контента (КОCCА) занимается политикой координации деятельности в креативной индустрии республики и выводом корейских товаров на международный рынок.

    А креативная индустрия Китая опирается на инвестиции частного сектора экономики и ориентирована на глобальные рынки, такие как креативные секторы Европы.

    С методологической точки зрения, проблема разделения областей, связанных с креативом, культурой и креативными индустриями, остается открытой в зарубежной и узбекистанской практике. Чтобы оценить долю креативной индустрии в экономическом росте нашей страны и проанализировать тенденции ее развития, важно разработать методологию определения сфер, связанных с креативной индустрией в Узбекистане.

    В условиях социально-экономического развития нашей страны растет потребность в трудоустройстве населения, развитии талантов с творческими способностями, а также в креативной предпринимательской активности. Это является одним из приоритетов расширения образовательных программ по обучению творческим предпринимательским навыкам со школьного периода, в том числе по выводу креативной индустрии на более высокий уровень развития. В дополнение к методам краудфандинга и фандрайзинга, используемым при финансировании креативной индустрии, государственная поддержка деятельности представителей креативной сферы и создание эффективной финансовой инфраструктуры входят в число приоритетов диверсификации секторов экономики Узбекистана.

    В целом развитие креативной экономики в нашей стране началось. Например, в большинстве городов республики созданы IT-парки и технопарки, которые служат для реализации таланта молодежи. В результате все чаще внедряются стартапы, которые набирают популярность среди юного поколения. И это воодушевляет.

    Ойбек Дусмухамедов.
    Доктор философии (PhD)
    по экономическим наукам, доцент.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates