ФРКИ начал свою деятельность в соответствии с постановлением лидера государства «О создании Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан» от 16 октября 2017 года. Постановлением Президента «О дальнейшем совершенствовании системы поддержки развития культуры и искусства» от 9 декабря 2021-го, чтобы вывести деятельность организации на новый уровень, укрепить связи с зарубежными государствами и организациями, а также обеспечить рациональное и эффективное использование средств, выделенных фонду, документом решено передать учреждение в ведение Кабинета Министров республики с сохранением действующего порядка финансирования и штатной численности. 

Сегодня миссия фонда - интеграция культуры Узбекистана на международном уровне, развитие возможностей внутри страны посредством создания инклюзивной и доступной среды в культурных учреждениях, реновация музеев, развитие меценатства и формирование кадрового потенциала для музеев, теат­ров и других институций.

Проекты ФРКИ охватывают сразу несколько направлений: изобразительное искусство, литературу, театр, музыку, архитектуру, хореографию, кино. Применяя междисциплинарный подход и объединяя специалистов из разных стран, фонд способствует развитию культурной дипломатии между странами СНГ, Европы и Азии. В 2023-м учреждение увеличивает масштабы деятельности: заявлено о ряде инициатив, работа над которыми уже ведется.

Искусство, сопутствующее высокой духовности

Без вовлечения в мировое сообщество, взаимовыгодного сотрудничества в современном мире сложно развиваться, расти и выходить в своей деятельности на новый уровень. В связи с этим большого внимания заслуживают международные выставочные проекты Фонда развития культуры и искусства.

Например, ФРКИ выступил и официальным партнером культурной программы национального павильона Узбекистана на Всемирной выставке «Экспо-2020» в Дубае. Осенью 2021-го в Лувре состоялась выставка «Цивилизации и культуры на Шелковом пути», где были представлены тысячи экспонатов музеев Узбекистана, которые ранее не покидали пределов страны.

В том же году наша республика впервые приняла участие в Международной архитектурной биеннале в Венеции. Узбекистан представил международный исследовательский проект «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь», заявив таким образом, что страна готова к развитию, полностью открыта для обсуждения и решения актуальных задач культурной жизни. Концепцией выставки стал социальный объект со своей сложной структурой, выстроенной вокруг семейных связей, традиций и звуков.

Еще одно крупное международное событие, в котором сейчас принимает участие Узбекистан, - I Биеннале исламского искусства, стартовавшая 23 января в Джидде (Саудовская Аравия). Организаторами выступили Фонд биеннале Дирия в сотрудничестве с Министерством культуры Саудовской Аравии. Цель - связать прошлое, настоящее и будущее. Главная тема мероприятия - «Ауъал Байт», что переводится с арабского как «первый дом» - термин, который используется для обозначения Каабы в Мекке.

Как заявляют организаторы, данная выставка продвигает инновации, поддерживая сохранение традиций. В ее рамках представлены современные исследования в эстетической сфере во всем разнообразии художественных выражений и форм. 

Историческое наследие Узбекистана на биеннале представил Фонд развития культуры и искусства. На экспозиции в Джидде экспонируются 17 образцов. Среди них четыре страницы одной из важнейших рукописей исламского мира - Катталангарского Корана VIII века, сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» Имама Аль-Бухари, керамические кувшины и чаши из Самарканда и Афросиаба X-XII веков, национальная одежда, обувь.

В рамках мероприятия фонд также организовал обширную публичную программу, направленную на ознакомление зрителей с отечественным культурным наследием. В нее вошли дискуссии, музыкальные перформансы, кинопоказы и воркшопы. Организуются мастер-классы по керамике и сюзане, а также показы кинолент «Минарет смерти» (1924-й) и «Имам Аль-Бухари» (1998-й).

Unbuild Together: разобрать, чтобы разобраться

В этом году Национальный павиль­он Узбекистана, комиссаром которого выступит ФРКИ, вернется на Венецианскую архитектурную биеннале с проектом Unbuild Together. Вернисаж будет проходить с 20 мая по 26 ноября текущего года. Его тема - «Лаборатория будущего». Об этом рассказали эксперты сферы на состоявшейся накануне пресс-конференции, посвященной грядущему событию.

Концептуальная экспозиция, подготавливаемая нашей стороной, как и следует из названия, ставит своей задачей разобрать монументальное наследие республики на составные части и изучить каждую в отдельности на международной площадке в кооперации с представителями разных стран. Таким образом, исследовательский выставочный проект «окунется» в прошлое в поисках необходимых инструментов для разработки мира завтрашнего дня и совместной реконструкции современности. Так, уже известно, что Unbuild Together будет строиться вокруг руин древних крепостей Каракалпакстана и наследия Хорезмской цивилизации.

Кураторами павильона объявлено французское архитектурное бюро Studio KO, добившееся мировой славы после работы над музеем Ива Сен-Лорана в его доме. Стоит отметить, что павильон - не первый совместный проект ФРКИ и парижской студии. Так, еще в 2021-м они представили совместную концепцию реставрации столичного здания Центра современного искусства.

- Узбекистан - страна с богатым и разнообразным наследием. Его древние крепости и традиционные ремесла - важная часть этого достояния, - говорит исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова. - Крепости, которые можно обнаружить на территории республики, - непреходящий символ стойкости и силы нашего народа, а вместе с тем и свидетельство долгой и многогранной истории. На Венецианской архитектурной биеннале у нас есть возможность продемонстрировать мировой аудитории красоту и значение этих сооружений, а также рассказать о труде современных узбекистанских усто. В дополнение к прославлению древних памятников и мастерства также хотим, чтобы отечественный павильон заявил о важности сохранения и защиты объектов культурного наследия во всем мире.

В качестве исследовательского парт­нера к выставочному проекту привлечен Университет Аджу в Ташкенте, открытый в столице в 2020 году в сотрудничестве с Университетом Аджу (Республика Корея). Выпускники вуза строят блестящую карьеру в организациях, деятельность которых связана с инженерией, информационными технологиями, медицинскими науками, бизнесом и международными исследованиями. Образовательное учреждение широко известно своими инновационными международными программами и мощной поддержкой иностранных студентов. Сотрудничает более чем с 300 университетами в 65 странах. Партнерство с университетом позволит проекту использовать опыт ведущих ученых и исследователей, а также привлечь свежий взгляд и идеи его студентов. В рамках выставки на протяжении всего периода профессора и студенты Аджу будут курировать экспозицию национального павильона, создавать инсталляции и не только.

- Древнее наследие помогает переосмыслить траекторию развития человечества, осознать роль, которую архитектура играет в формировании коллективной судьбы, - подчеркнула Г. Умерова. - Изучая «останки» обществ прошлого, можно получить представление о ценностях, верованиях и технологиях, которые сформировали те миры. Связь времен гораздо более тесная, чем мы представляем: прошлое влияет на эстетические взгляды, понимание красоты и даже принятие решений по мере работы над созданием лучшего будущего.

Благодаря данному проекту, как считают его создатели, посетитель задумается о том, как прошлое может влиять на настоящее и будущее, чему можно поучиться у предков. Например, еще одним важным объектом Unbuild Together станут традиционные постройки из кирпича - главного строительного блока узбекистанской архитектуры. Стоит отметить, такой материал не только прочный, но и экологичный (изготавливается из природных компонентов, не требует энергозатратных производственных процессов), следовательно, актуальный.

Сегодня вместе со студентами и преподавателями Университета Аджу в Ташкенте Studio KO исследует структуру кирпичей, почвы и глины. Благодаря теоретической работе и экспериментам, переосмыслению способов изготовления этого материала и типов отделки появится особое пространственное решение национального павильона Узбекистана. А Абдулвахид Бухорий, мастер по голубой керамике и художник, создаст инсталляцию с использованием техники глазурования.

На языке танца

В марте текущего года в Ташкенте по инициативе Фонда развития культуры и искусства пройдет Международный балетный фестиваль. В его рамках можно будет ознакомиться с постановками разных стран, подготовленными лидирующими балетными школами, труппами и хореографами. Публика увидит спектакли, объединяющие классику и современность, танцевальные и музыкальные традиции.

В масштабную программу войдут балет «Книга джунглей в новом исполнении» в постановке Акрама Хана (Великобритания), вечер ярких номеров, представленных Балетом Мориса Бежара в Лозанне (Швейцария), спектакли «Эффект Пигмалиона» и «Евгений Онегин» в видении Театра балета Бориса Эйфмана (Россия), а также «Шелковый путь» и национальный балет «Лазги - танец Души и Любви» (Узбекистан).

Так, Хан и его труппа на отечественной сцене переосмыслят путешествие Маугли, который в современном мире представлен климатическим беженцем, вынужденным покинуть отчий дом из-за сложившейся плачевной экологической ситуации. А в «Эффекте Пигмалиона» Эйфман, обращаясь к комедийному жанру, предложит узбекистанским теат­ралам балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в статую прекрасной девушки. Его же «Евгений Онегин» удивит смелым сочетанием классического звучания Петра Чайковского и рок-музыки Александра Ситковецкого. «Лазги - танец Души и Любви» немецкого хореографа Раймондо Ребека воплощает древнюю мудрость о творческом потенциале человека, отражая через движения явления окружающей природы, любовь и счастье. 

*  *  *

Фонд продолжает поддерживать мероприятия в разных областях творческой жизни, налаживая международные связи и продвигая отечественную культуру на мировой арене. И сейчас, когда Узбекистан заявил о себе как о современном государстве, ФРКИ ждут новые возможности и важные инициативы, что доказывает факт участия республики в важнейших событиях мира искусства.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».

Фото пресс-службы Фонда развития культуры
и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан.