Фото М. Амина (УзА).
Духовные и материальные ценности, история, написанная величайшими предками путем создания невероятной красоты предметов искусства, - все это хранит Узбекистан. Притом огромная часть бесценного наследия все еще остается неизученной тайной.
- Идея нового Ренессанса, озвученная Президентом Шавкатом Мирзиёевым, обретает особый смысл в то время, когда в Узбекистане идет масштабное обновление всех сфер жизни, особенно просвещения, культуры, науки и искусства, - подчеркивает модератор первой сессии «Культурное наследие Узбекистана: цивилизации и взаимодействие эпох Возрождения», первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Акмал Саидов. - Оттого сейчас мы имеем возможность проводить мероприятия подобного масштаба, привлекать зарубежных специалистов, настоящих профессионалов. Крайне важно не только знать, помнить, но и беречь, хранить сокровища, доставшиеся нам от величайших предков. Обсудить, безусловно, есть что, и оттого столь обширна программа. Она охватывает самые разные аспекты сферы: тут научные доклады, выставки, издательская и кинодеятельность. Сегодня как никогда важно обратить внимание на состояние исторических памятников. У мероприятия есть еще одна важная функция - сближение народов, экспертов из разных стран, их сплочение и взаимообмен знаниями.
В современных условиях перед специалистами сферы стоит задача не просто узнать больше о прошлом, но и помочь сохранить сокровища древнего мира для следующих поколений. Именно для этого в нашей стране даже в период пандемии коронавируса осуществляются масштабные проекты по сохранению и пропаганде национальной культуры, самобытных и аутентичных произведений искусства: архитектуры, живописи, музыки и, конечно, литературы и поэзии.
- Любая страна, а особенно если у нее невероятная история, может удивить, предстать в новом свете. Думаю, это происходит и в рамках нашего мероприятия, - говорит председатель правления Национальной ассоциации электронных средств массовой информации Узбекистана, генеральный директор Национального агентства «Узбеккино» Фирдавс Абдухаликов. - В Узбекистане поразительное отношение к прошлому. Чувствуется необъяснимая нежность, когда речь идет о национальном наследии - традициях, языке, религии, духовности. Нынешняя территория Узбекистана - легендарные земли, которые благодаря Великому шелковому пути подарили очень много невероятных предметов. Центральная Азия являлась центром урбанизации. Тут располагались величайшие города, умопомрачительная архитектура. Теперь важно вновь открыть их. То, что уже сделано, невероятно. В руки исследователей попадает гигантский объем хорошо структурированного материала. Да, находки бесконечны, их можно изучать и изучать. И проводить эту работу при поддержке правительства Узбекистана - потрясающая возможность.
В рамках мероприятия в страну прибыли археологи, историки, сотрудники музеев и институтов, которые проведут следующие дни, изучая Узбекистан. В конгрессе принимают участие представители официальных кругов и международных организаций, свыше 300 видных зарубежных ученых более чем из 40 стран мира, а также около 1000 отечественных ученых и участников. Научная часть тесно переплетена с практической и познавательной.
Представители международного сообщества, которые не смогли в этом году прибыть в Узбекистан, принимают участие в мероприятии посредством видеоконференцсвязи и специально записанных обращений:
- Все страны выбирают между двумя путями: они могут принимать чужие разработки или адаптироваться, - отметил в своем видеовыступлении председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса, профессор, член научного совета Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана Фредерик Старр. - В первом случае государство развивается, но утрачивает свою самость, становится как все. Второй путь сложнее. Здесь недостаточно просто копировать, тут нужно совмещать свою историю, культуру и наследие с прогрессивными разработками, наслаивать их на новые реалии, не теряя идентичности. И отрадно, что Узбекистан пошел по второму пути, создавая что-то прекрасное, удивительное, доселе невиданное. Узбекистан адаптируется к технологиям и инновациям, но не дает им поглотить свое прошлое, свои достижения. Интересно и то, что данный подход помогает совмещать технологии и изучение далекого будущего. Создаются модуляции древних забытых архитектурных памятников, исторических сооружений и личностей.
Я - частый гость вашего края, люблю его за то, что он не перестает удивлять. Тебе кажется, что изучил историю, понял душу узбекистанца, а потом находишь неизвестный для себя прежде факт и вот, очарованный и завороженный, снова пытаешься собрать пазл. Взять даже расположение. Только посмотрите на карты! В течение пятисот лет Центральная Азия являлась центром мира. И достижения во всех областях культуры, экономики и даже технологий этого региона были величайшими. В научных трудах и книгах, рассматривая вашу страну, всегда стремился объяснить, во-первых, какими были эти достижения, во-вторых, почему они стали возможны. Последний вопрос особенно интересен. В-третьих, хотелось разобраться, что случилось с ними после.
Особенно важной частью мероприятия стало подведение итогов деятельности, осуществленной за минувшие 12 месяцев Всемирным обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (кстати, стоит отметить, что впервые весть об официальной регистрации данного общества была озвучена ровно год назад - в рамках III Международного конгресса). Так, несмотря на пандемию COVID-19, продолжалось международное сотрудничество с целью выпуска факсимиле самых знаменитых рукописей наших предков.
- За последние годы у меня, думаю, как и у многих других иностранцев, установилась крепкая связь с Узбекистаном, - говорит вице-президент по маркетингу и развитию австрийского издательства Mueller & Schindler, преподаватель Университета Карла Франценса в Граце Александр Вильгельм. - Всегда стараюсь следить за важными новостями из вашей страны, оттого вместе с узбекистанцами с замиранием сердца слушал выступление Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 29-й годовщине независимости Республики Узбекистан. Именно тогда лидер страны сказал о том, что главной своей целью Узбекистан определил формирование в Узбекистане фундамента новой эпохи Возрождения - Третьего Ренессанса путем масштабных демократических реформ. И естественно, что свежий виток истории основывается на двух предыдущих. Это стало для нас потрясающей вестью, потому что это и есть задача нашей кропотливой работы: поднять базу, изучить ее в первозданном виде. Как видите, масштабы огромны, наш проект имеет цель популяризировать историю, рассказать о вашей великолепной стране через точные копии древних произведений, которые хранятся в самых престижных музеях и коллекциях мира. С самого первого дня счастлив быть частью данного проекта.
- Большая честь быть в группе людей, которые помогают возрождению манускриптов, создавая факсимиле, - продолжает специалист. - Ведь тексты призваны быть прочитанными и изученными, но все они хрупки из-за своего возраста. И тут помогают наши копии, которые часто сложно отличить от оригинала. Бумага, материалы и чернила… Все это прекрасного качества. Не говоря уже о том, что в оформлении страниц используется настоящее золото. Мы можем полистать такое издание, рассмотреть в малейших деталях, не подвергая его опасности. Притом оригинал может быть в тысячах километров от нас. Это и есть настоящее предназначение факсимиле.
В рамках первой сессии участники представили и 35 томов книг-альбомов, посвященных сокровищам нашей страны в зарубежных коллекциях и отечественных музеях из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Книги отражают богатую палитру произведений искусства Узбекистана, относящихся к разным эпохам и находящихся в собраниях Чехии, Индии, США, Канады, Италии, Турции, Польши, Великобритании, Японии. Несколько работ посвящено уникальным артефактам, хранящимся в музеях нашей страны: Государственном музее истории, Институте востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан. Как отмечалось, проект с выпуском данных изданий носит исключительно социальный характер: книги распространяются по библиотекам мира. Презентовали издания авторитетные ученые, исследователи, сотрудники самых знаменитых музеев, хранители уникальных собраний.
Неповторимой особенностью книг-альбомов стало применение в них новейших технологий. Так, выпускаются они с эффектом дополненной реальности, что подразумевает проигрывание видеоматериалов, подготовленных съемочной группой проекта, при приближении смартфона к специально нанесенным на страницы штрих- кодам. Это позволит читателю полно и ярко воспринять представленный в альбоме материал. Такая технология в узбекистанском книгоиздательстве используется впервые.
- Работу учреждений культуры и бизнеса вашей страны объединила политическая воля Президента Шавката Мирзиёева, - говорит российский историк-китаевед, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге Ирина Попова. - «Дорожная карта» по нашей работе уже была разработана в прошлом году в рамках III Конгресса. С тех пор она дорабатывалась, аккумулировала мнения представителей сферы, наконец пришло время принять этот документ на 2021-2025 годы. За относительно небольшой период осуществлено многое: изданы книги и факсимиле, выполнена работа по популяризации культуры вашей страны. Но при всем при этом важно чувствовать и видеть главную миссию деятельности - постижение культурного кода узбекистанцев, а вместе с тем и собственного. Не изучив прошлого, нельзя ответить на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Что будет с миром через века?». Важно, что руководство страны в лице Президента поддерживает данные исследования.
Неделя культурного наследия только стартовала, но начало положено самое что ни на есть впечатляющее. Впереди еще масса удивительных докладов, громких событий и исследований, которые, возможно, в ближайшем будущем станут еще одним кирпичиком в уже заложенном фундаменте Третьего Ренессанса. А пока участники продолжают готовиться к следующим дням Недели, договариваются о сотрудничестве и делают все возможное для дальнейшего изучения необъятного и уже ставшего легендарным культурного наследия Узбекистана.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».