Отмечая значительные изменения, произошедшие в республике в сфере высшего образования, вместе с тем глава государства критически проанализировал качество образования и организацию учебной работы, что, бесспорно, станет для работников научных и образовательных учреждений направляющим курсом в реформировании системы высшего образования.

Как верно отметил Президент, выступая на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, 30 сентября 2020 года, «…наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети».

В ходе июньского видеоселекторного совещания руководитель страны четко определил приоритетные направления в сфере высшего образования, для эффективного выполнения которых высшим учебным заведениям предоставляются полномочия независимо принимать академические и организационно-управленческие решения.

Всецело поддерживая важность выдвинутых главой государства нововведений и сознавая роль высших учебных заведений страны в воспитании молодого поколения, предоставлении им качественного образования, подготовке прогрессивных специалистов, мы вновь обращаемся к Великой хартии университетов (Magna Charta Universitatum), где говорится, что «будущее человечества на пороге третьего тысячелетия в широкой степени зависит от культурного и научно-технического развития, которое происходит в тех центрах культуры, знания, исследований, коими являются настоящие университеты; университеты должны обеспечить будущим поколениям образование и воспитание, что способствовало бы бережному отношению к великой гармонии окружающей среды и самой жизни».

Руководствуясь Указом Президента «О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Респуб­лике Узбекистан» от 29 апреля 2020 года, Ташкентский государственный юридический университет проводит последовательную политику в формировании и совершенствовании правовых основ деятельности государства и общества, развитии юридической науки и образования.

Анализ образовательной деятельности вуза создаст предпосылки для успешного выполнения приоритетных задач в сфере высшего образования, которые определены лидером страны.

В соответствии с Положением о порядке контроля и критериях оценки знаний студентов в Ташкентском государственном юридическом университете в условиях модульной системы обучения вузом внедрена и поэтапно реализуется кредитно-модульная система обучения.

Как известно, процесс подготовки специалистов на такой основе явился первоначальным шагом для присоединения ТГЮУ к названной выше Великой хартии университетов. Эта новая форма базируется на сочетании модульных технологий учебного процесса и зачетных единиц (кредитов). Обучение проводится по отдельным учебным дисциплинам (модулям), где вклад каждого предмета определяется по объему учебной нагрузки (кредиту).

Сегодня оценка знаний студентов университета успешно осуществляется посредством графиков контроля и анализа уровня знаний, навыков и умений будущих юристов. Кроме того, кредитно-­модульная система позволяет не набравшему достаточного количества баллов (кредитов) усвоить дисциплину на следующем курсе, не теряя год обучения.

В университете действует программа по активизации сотрудничества, обмена профессорско-преподавательским составом с ведущими образовательными учреждениями развитых зарубежных стран. Так, кафедрой уголовно-проце­ссуального права ТГЮУ для развития европейских стандартов качества образования сформированы специальные группы с английским уклоном, где лекции проводят авторитетные зарубежные правоведы-специалисты - Н. Ковалёв (университет Уилфрида Лорье, Канада), К. Возниевски (Гданьский университет, Польша), В. Соркин (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь).

Ведущие преподаватели нашей кафед­ры также провели курс лекций для студентов и профессорско-преподавательского состава Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова, входящего в топ-1000 лучших вузов мира.

Будущим юристам важно не только понять и усвоить информацию по предмету, но и овладеть способами ее применения на практике, чтобы научиться принимать решения и составлять процессуальные документы.

В этих целях организованы и применяются интерактивные формы и методы работы со студентами под руководством преподавателя (тьютора). Нередко - с постановкой учебных судебных процессов (мoot court). Налажена связь университета с правоохранительными и судебными органами республики, которые оказывают будущим юристам квалифицированную помощь в процессе внедрения практических навыков, организуют выездные судебные заседания в здании университета, предоставляют архивные материалы и статистические данные для исследований, что несомненно обеспечивает тесное взаимодействие образовательного процесса, науки и правоприменительной практики.

Уместно отметить деятельность юридической клиники университета, которая формирует у студентов навыки и способности решать вопросы по применению права, а также функционирование научных школ и кружков по специализациям кафедр университета в формате клубов молодых ученых, организацию конференций, куда активно вовлекаются студенты и молодые ученые.

При вузе создан и функционирует студенческий юридический журнал TSUL Legal Report, который позволяет знакомить общественность с научными взглядами молодых ученых, обмениваться мнениями в сфере юрис­пруденции.

Все это и многие другие новшества учебного процесса свидетельствуют о приверженности ТГЮУ к преобразованиям, неуклонном следовании принципам Великой хартии университетов, касающимся неотделимости учебного процесса в вузах от исследовательской деятельности и правоприменительной практики.

Приоритетным направлением совершенствования образовательного процесса Президент Узбекистана признал необходимость повышения роли управляющих советов и расширения полномочий кафедр высших образовательных учреждений.

Безусловно, роль управляющего совета университета чрезвычайно важна. Его деятельность должна быть направлена на развитие эффективности и постоянное совершенствование стратегических планов вуза, каковыми являются принятие решений по внедрению новых учебных программ, планов и специальной литературы, определению нагрузки профессорско-преподавательского состава. При этом в полномочия образованных на каждой кафедре научно-­исследовательских центров будет входить повышение рейтинга кафедры, увеличение ее научного потенциала, вовлечение в научную деятельность одаренных студентов, совершенствование качества преподавания дисциплин, внед­рение прогрессивных инновационных методов преподавания, создание максимальных условий для проведения исследований, налаживания контактов с представителями правоохранительных и судебных органов.

Эти и многие другие меры, которые, несомненно, будут приняты в свете приоритетных направлений в сфере высшего образования, определенных лидером нашего государства, повысят конкурентоспособность отечественного юридического образования, окажут содействие по включению ТГЮУ в рейтинги международно признанных образовательных учреждений и повышению уровня кадрового потенциала страны.

Наука - одна из важнейших форм культуры общества. Ее развитие способствует совершенствованию всех сфер жизни и деятельности человека. Современная юридическая наука должна формировать правовую культуру граждан, обеспечивать правовую регламентацию общественных отношений, содействовать созданию и разработке программ по дальнейшему росту благосостояния народа.

Дилбар Суюнова.
И. о. профессора кафедры ТГЮУ доктор юридических наук.