Квалифицированный педагог - опора в достижении устойчивого развития

    Эффективность процесса обучения напрямую зависит от профессионализма наставников. Опытные педагоги знают: важно уметь взаимодействовать с учеником и постоянно находиться в творческом поиске. Исходя из этого возрастает потребность в квалифицированных педагогических работниках. А в сфере образования Узбекистана проводится пересмотр системы переподготовки и повышения квалификации сотрудников сферы просвещения.   

    Как отметил Президент, авторитет учителя - это в первую очередь авторитет нации, всего народа. Поэтому по всей республике реализуются комплексные меры по организации системы просвещения на основе современных требований времени, которая предполагает совершенствование подготовки и повышения квалификации учителей. Так, по инициативе главы государства начата модернизация системы обучения в детских садах, школах и вузах. Вследствие реализуемых реформ заметно возрос и научный потенциал наставников.

    К примеру, в системе профессионального образования сегодня работают свыше 30 тысяч специалистов. Ежегодно десять тысяч из них проходят курсы переподготовки и повышения квалификации. В целях подготовки кадров среднего звена исходя из потребностей работодателей и согласно соответствующему постановлению Кабинета Министров от 7 декабря текущего года в профессиональных образовательных учреждениях страны обучение студентов теперь будет осуществляться в форме дуального образования в течение года на основании заказов работодателей. При этом для добровольного повышения педагогического мастерства учителей, прикрепленных к организациям, ежегодно станут проводиться бесплатные краткосрочные курсы в форме дуального образования.

    К настоящему времени в целях переподготовки и повышения квалификации руководителей и педагогов системы профобразования запущена электронная платформа, посредством которой проводится оценка слушателей по результатам трехлетней профессионально-­педагогической деятельности на основе 100-балльного критерия.

    Данный процесс осуществляется в традиционной или дистанционной форме. Слушатели, набравшие 86 баллов и выше, проходят онлайн-тест. Кроме того, установлена оценка на основе альтернативных форм переподготовки и профессионального образования, которые включают наличие учебников или учебных пособий у руководителей и педагогических кадров; наличие призовых мест на международных и республиканских выставках, конкурсах; опыт повышения квалификации в зарубежных странах; защиту докторской (PhD, DSc) диссертации или наличие под своим руководством хотя бы одного студента на соискание степени доктора наук или доктора философии.

    Особое внимание в Новом Узбекистане направлено на улучшение условий труда преподавателей и наставников. В частности, увеличена заработная плата педагогов, введена надбавка за наличие национальных и международных сертификатов по иностранному языку, информационным технологиям, математике, химии и биологии, а также специальная плата для учителей, поехавших работать в отдаленные районы. В целях снижения нагрузки на школы создано 700 тысяч ученических мест, что в 15 раз больше, чем в предыдущие годы. В свою очередь охват высшим образованием увеличился в четыре раза.

    Президент Шавкат Мирзиёев не раз отмечал необходимость совершенствования системы повышения квалификации сотрудников образовательной сферы. А в августе текущего года под председательством главы государства прошло видеоселекторное совещание по приоритетным задачам повышения качества образования и увеличения количества ученических мест в школах, а также поддержки учителей. Отмечено, что в 2022-м знания и навыки 86 тысяч (37 процентов) из 220 тысяч учителей страны были оценены как не­­удовлетворительные. Особенно тревожная ситуация наблюдается среди учителей информатики, английского языка, физики, математики и химии - предметов, которые сейчас весьма востребованы. Президент поручил полностью изменить систему приема на работу учителей, повышения их квалификации и присвоения категорий. В частности, отныне квалификация учителей должна повышаться дифференцированно, что предполагает проведение диагностики знаний педагога, по результатам которой будут определены индивидуальные направления профессионального развития. А присвоение квалификационной категории педагогам станет проводиться в два этапа.

    Вместе с тем в процессе повышения квалификации и переподготовки руководителей и педагогов системы профессионального образования введена кредитно-модульная система. С 1 января 2024 года будут усовершенствованы учебные планы и учебные программы курсов, учебная нагрузка студента по конкретному модулю станет рассчитываться на основе кредитов. Таким образом создается возможность самостоятельного выбора форм повышения квалификации. А со стороны Министерства дошкольного и школьного образования на системной основе осуществляются процессы диагностики потребностей учителей в профессиональном развитии. Задачи в этом направлении обозначены в Указе Президента «О мерах по эффективной организации деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и организаций в его системе» от 26 мая текущего года.

    - С января следующего года внедряется система дифференцированной подготовки учителей общеобразовательных школ, - говорит начальник департамента Министерства дошкольного и школьного образования Сардор Раджабов. - В период с 4 по 15 декабря текущего года в целях качественной организации внедрения данной системы и надлежащей подготовки проведены диагностические тесты, оценивающие знания и навыки наставников. Инициатива реализуется совместно с Национальным исследовательским институтом профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони охватывают все общеобразовательные школы республики. В сфере задействован также новый порядок проведения оценки знаний учащихся.

    В пилотном процессе участвуют 500 общеобразовательных учреждений республики, а именно: 34 школы в Республике Каракалпакстан, 32 - в Андижанской области, 28 - в Бухарской, 36 - в Ферганской, 25 - в Джизакской, 28 - в Наманганской, 20 - в Навоийской, 33 - в Кашкадарьинской, 68 - в Самаркандской, 22 - в Сырдарьинской, 30 - в Сурхандарьинской, 28 - в Ташкентской и 29 - в Хорезмской областях. В Ташкенте охвачено 87 школ. Процессы четвертного суммативного оценивания (ЧСБ) в конце первой четверти 2023/2024 учебного года проведены среди учащихся 5-11-х классов этих общеобразовательных школ, которые сдали тесты ЧСБ по родному языку, математике, биологии и химии.

    К настоящему времени во все общеобразовательные школы страны разосланы видеопособия о прохождении тестирования. Сформирована база данных тестов, оценивающих знания и навыки школьных учителей. Она проводится через электронную платформу «Непрерывное профессиональное образование», а тесты формируются из вопросов о каждом предмете и методике его преподавания. На основе анализа результатов тестирования учителей разделят на группы в соответствии с их профессиональными потребностями. А уже в будущем году будут утверждены план повышения их квалификации, а также программы дифференцированного обучения для профессионального развития.

    Качественное образование и подготовка кадров как приоритетные направления государственной политики отражены в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Программным документом поставлены задачи по развитию человеческого капитала для достижения устойчивого развития всех сфер. На это в том числе направлены принимаемые меры по усилению эффективности деятельности педагогов страны.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».