Произведения декoративно-прикладнoго искусства испокон веков связаны с бытовыми нуждами людей. При этом, как известно, основoй и источником дeкоративно-прикладнoго искусства является народнoе творчество. Уникальные изделия обладaют эстетичeским качeством, рассчитaны на художествeнный эффeкт, служaт для oформления бытa и интeрьера. К таким произведениям принято относить одeжду, плaтельные и декoративные ткaни, ковры, мебель, художествeнное стeкло, фaрфор, фaянс и не только. Особую роль среди направлений декoративно-прикладнoго искусcтва занимает керамика.
Гончарное производствo отнoсится к числу наибoлее древних. Нaличие легкoдоступного мaтериала - глины - oбусловило раннее и прaктически пoвсеместное рaзвитие этого ремесла, которое зародилось на заре человеческой истории, в период первобытно-общинного строя. В разных уголках земли создaвались похожие изделия, вылепленные неуклюжe, со следами пальцев, бoльшей частью открытых фoрм, с толстыми стенками. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита, это ремесло уже в эпоху неолита получило развитие, широко распространился обжиг.
С тех пор прошло много времени. Однако и по сей день такие творения остаются популярными: наверняка в каждом доме найдется хотя бы пара вещиц из данного материала.
В Узбекистане во все времена глина была наиболее востребованным материалом как для ремесленников, так и обычных людей. Известно, что для определенного вида изделий нужен и соответствующий материал: скажем, из той глины, что создается ваза, не получится смастерить тандыр.
Исторические и этнические условия развития отдельных регионов Узбекистана в прошлом имели свои особенности и привели к созданию локальных школ гончарного производства с характерными чертами, которые сохраняются и в нынешнее время - в узорах, композициях, цветосочетаниях, приема, технологиях. Керамика мастеров Ташкента отлична от самаркандской и бухарской, изделия мастеров Ферганской долины - от хорезмских, сурхандарьинских и кашкадарьинских.
С течением времени карта ремесленных центров изменялась: исчезали одни промыслы, развивались другие. Керамика многих известных в прошлом центров заняла место среди музейных раритетов. К такому ценнейшему наследию приобщается новое поколение узбекских мастеров. Богатый, накопленный веками опыт в формовке изделий, технологии производства, орнаментальном и колористическом решении передается от отцов и дедов к сыновьям и внукам. Династии керамистов, работающие в разных уголках Узбекистана, насчитывают по 6-15 поколений. Каждый мастер имеет индивидуальный почерк и является носителем традиций определенной школы.
Об истоках этого прекрасного направления, его секретах и знаменитых школах не понаслышке знает Ильхом Тошев - сын Бухарской земли, открывший в столице мастерскую. Он обладатель серебряной медали Академии художеств Узбекистана, призер республиканских и зарубежных выставок в Германии, России, Франции, Японии и других странах. Его работы украшают частные коллекции во многих государствах.
Усто Ильхом еще в школьные годы обучался секретам керамики у отца. Все свободное время проводил в небольшой мастерской, помогал в работе. После окончания Ташкентского театрально-художественного института (ныне Государственный институт искусств и культуры) по специальности «художественная керамика» работал художником на Гиждуванском керамическом заводе, затем в бухарских художественно-производственных мастерских. В течение пятнадцати лет обучал молодое поколение творчеству в Бухарском лицее-интернате изобразительного и прикладного искусства.
Воспользовавшись предоставленными возможностями для развития ремесленничества, серьезно занялся любимым занятием - изготовлением керамических изделий и реставрацией древних образцов. Сегодня в доме мастера более сотни самобытных изделий - от домашней утвари до редчайших фигурок экзотических животных.
По образцам найденных артефактов ремесленником восстановлены древние формы и узоры керамических изделий. Именно поэтому выполненная им уникальная продукция гармонично сочетает древние традиции и современный стиль, пользуется большой популярностью среди истинных ценителей искусства.
- Благодаря большому вниманию, уделяемому в нашей стране развитию национального ремесленничества, возрождены многие виды утраченных ремесел. Один из самых древних - керамика - получил вторую жизнь, - говорит мастер. - И теперь в рамках постановления Президента «О мерах по ускоренному развитию и поддержке гончарного дела» от 23 марта 2021-го ремесленникам предоставлены широкие возможности для реализации творческого потенциала, более эффективного развития национального искусства.
Согласно постановлению, утвержден перспективный план по увеличению производства гончарных изделий на 2021-2023 годы. Подчеркивается и то, что в этом году планируется выпустить 5400 единиц продукции.
Документ предусматривает, что ставки налога на имущество и земельного налога для жилых и нежилых помещений во вновь созданных центрах гончарного дела будут установлены в размере 50 процентов в течение трех лет с месяца перехода права собственности к гончарам. Также в рамках программ развития семейного предпринимательства для ремесленничества будет выделен кредит в размере 500 млрд сумов по основной ставке Центрального банка.
Постановление Президента стало логическим продолжением визита руководителя страны в Риштанский район Ферганской области, где благодаря инициативе главы государства открыт международный центр гончарного дела.
Новый документ можно назвать историческим в развитии гончарного дела в Узбекистане. В период 2021-2023 годов будет выделено льготных кредитов более чем на 70 млрд сумов.
Министерства, ведомства, коммерческие банки и государственные предприятия могут до 1 сентября 2022 года закупать керамические изделия по прямым договорам с гончарами. Будет налажена система дарения наборов гончарных изделий для 100 девушек, вступающих в брак, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь».
Вместе с тем Министерству финансов поручено совместно с коммерческими банками выделять жителям Узбекистана потребительские кредиты для приобретения гончарных изделий. Еще в текущем году планируется экспортировать продукцию более чем на 2 млрд сумов. Все это придаст дополнительный импульс развитию гончарного дела в целом.
В международных аэропортах и на вокзалах появятся специальные площадки для продажи гончарных и других изделий ручной работы в зонах беспошлинной торговли. Планируется увеличить масштабы работы по открытию за рубежом торговых домов и постоянно действующих залов, куда местные производители смогут регулярно отправлять продукцию. Представители народно-прикладного искусства Узбекистана будут ездить в другие страны, чтобы проводить мастер-классы. Тем самым государство будет не только содействовать отечественным ремесленникам в поиске новых рынков, партнеров, но и знакомить зарубежные страны с нашей культурой, традициями.
Важно и то, что в новый документ включены нюансы развития гончарного искусства. Например, поставлена цель организовывать персональные выставки в разных странах, среди которых Великобритания, Германия, США, Япония. Также важным направлением станут дальнейшее развитие школы «устоз - шогирд», рекламы изделий, порядка их реализации. Так, до 1 апреля 2021 года на основе традиции «мастер - ученик» будет введен порядок выделения субсидий гончарам на обучение преемников, закупку необходимого сырья и выплату студентам заработной платы.
- Привлечение молодежи к профессии - вопрос актуальный, - комментирует Ильхом Тошев. - Сам более сорока лет работаю с глиной. Еще школьником обучался этому искусству у известных мастеров. В семье до меня гончаров не было. Зато сын пошел по моим стопам. Помогают жена и дочь. Также много талантливых учеников, под моим руководством постигающих секреты гончарного искусства: как выбирать глину, лепить изделия, готовить краски и наносить узор. В мастерской будем создавать большие хумы, кувшины, касы, пиалы, ляганы и разные фигурки. Здесь часто бывают и туристы, которые порой садятся за гончарный круг попробовать свои силы. А мы контролируем процесс.
Узбекистан не только сохраняет древние традиции, но и с успехом интегрирует их в современную жизнь. И вот уже местные мастера отлично разбираются в маркетинговых стратегиях, правилах здоровой конкуренции и сознают важность положительного имиджа и хорошей рекламы. Все эти перемены неизбежны, поскольку позволяют такому явлению, как, например, гончарное дело продолжать набирать популярность в XXI веке. При этом неизменно одно: древние традиции этой отрасли прикладного искусства с ее богатой и тонкой орнаментикой продолжают воплощаться в повседневно используемых гончарных глазурованных изделиях, поражавших воображение далеких и близких этносов.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».