Либерализация налоговой политики - гарант развития отраслей, процветания регионов

    Налоговые поступления составляют важную часть доходов Государственного бюджета страны и играют большую роль в жизни государства и общества. В частности, средства, направляемые на улучшение инфраструктуры регионов и решение социальных вопросов формируются за счет налогов и сборов. Вместе с тем продолжается работа по снижению налогового бремени и введению ряда льгот и преференций в самых разных отраслях. Поддержка баланса и создание условий для ведения бизнеса служат формированию в стране благоприятной деловой среды. Это является отражением государственной политики: способствует значительному увеличению количества субъектов предпринимательства, созданию рабочих мест. В результате реформ, осуществляемых в национальной экономике, в том числе в налоговой системе, статус налоговой службы изменен с проверяющего органа на обслуживающий. 

    Налоговый комитет при Кабинете Министров Республики Узбекистан - республиканский орган государственного управления по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства и защиты экономических интересов государства. Решения налоговой службы, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, другими организациями и их должностными лицами, а также налогоплательщиками, в том числе юридическими и физическими лицами.

    Налоговый комитет осуществ­ляет свою деятельность в соответствии с законодательством. В частности, в 2023 году за счет создаваемых для субъектов предпринимательства возможностей, упрощения порядка регистрации и ведения бухгалтерского учета расширилась деятельность бизнес-структур, увеличились их обороты.

    Так, за прошлый год зарегистрировано около 90 тысяч юридических лиц, общее количество действующих организаций достигло 570,4 тысячи. Также свыше 97 тысяч граждан стали индивидуальными предпринимателями. Общее число осуществляющих деятельность индивидуальных предпринимателей достигло 240,7 тысячи.

    Около 1,6 млн граждан начали вести деятельность в качестве самозанятых, и к концу 2023 года их общее число составило 2,6 миллиона.

    Деятельность в сходах граждан

    Под председательством Президента 26 сентября 2023-го состоялось видеоселекторное совещание по мерам дальнейшего усиления системы работы в разрезе махаллей. Отмечено, что в нашей стране все социально-­экономические программы реализуются на местах, исходя из запросов населения. Для этого СГМ предоставлен ряд полномочий, организационные и финансовые возможности. Создана «система пяти», состоящая из председателя махалли, помощника хокима, женской активистки, лидера молодежи и инспектора по профилактике. На совещании также проанализированы недостатки и определены новые подходы к совершенствованию и повышению эффективности системы. Так, отныне в управленческий состав махаллей добавятся сотрудник налоговой службы и социальный работник, образовав таким образом «махаллинские семерки». Расширяются и полномочия председателей СГМ для обеспечения тесного взаимодействия «семерки». Они будут наделены правом вносить представления о применении мер стимулирования или дисциплинарной ответственности к помощнику хокима, лидеру молодежи, женской активистке, инспектору по профилактике, сотруднику налоговой службы и социальному работнику.

    В целях обеспечения исполнения органами налоговой службы поручений по работе на уровне махалли проведена определенная деятельность в разрезе СГМ. В 2023-м за 9443 махаллями закреплены 4427 налоговых сотрудников. Также определены основные задачи налоговых органов по 21 направлению.

    Для оценки их эффективности разработана информационная система «Деятельность налоговых органов в махаллях». Платформа служит изучению социальных и экономических проблем физических лиц и предпринимателей в сходах граждан, оказанию им проактивного обслуживания, развитию предпринимательства, обеспечению полного участия и максимального использования возможностей сотрудников налоговых органов в создании рабочих мест.

    Кроме того, в 2023-м в результате внедрения системы работы налоговой службы на уровне махалли в местные бюджеты по отношению к прогнозу дополнительно поступило два трлн сумов налогов на имущество и землю.

    За счет легализации незаконных рабочих мест количество плательщиков налога на доходы увеличилось на 263,2 тысячи человек и составило 5,3 млн. Повышение заработной платы дало возможность дополнительно привлечь 1,9 трлн сумов налога на доходы физических лиц.

    От принуждения к добровольности

    В нашей стране реализуются комп­лексные меры по активному развитию цифровой экономики, широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах. Так, в Стратегии «Узбекистан - 2030» определены задачи, направленные на реализацию цифровой трансформации в национальной экономике, промышленности и других сферах. Намечены полная цифровизация, упрощение налоговой системы и создание равных возможностей для всех предпринимателей, обеспечение необходимых условий для того, чтобы официальный сектор стал предпочтительнее и выгоднее нелегальной деятельности.

    Использование электронных систем и сервисов, таких как персональный кабинет налогоплательщика, онлайн-конт­рольно-кассовая техника, электронные счета-фактуры, Е-ijara, Е-imtiyoz, «Автокамерал», мобильное приложение Soliq, еще больше упрощают взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, а также служат предотвращению излишних хлопот.

    Сегодня физические лица, не выходя из дома, через специальные платформы в интернете или набирающее популярность мобильное приложение Soliq могут исполнять свои налоговые обязательства и получать необходимую им информацию, касающуюся налоговой сферы. За 2023-й в системе Soliq зарегистрировались почти три миллиона пользователей, а их общее количество превысило 5,4 миллиона.

    Благодаря цифровой трансформации процесс уплаты налогов становится прозрачным, простым и удобным. Об этом свидетельствует тот факт, что в прошлом году уровень добровольной уплаты налогов юридическими и физическими лицами в республике составил 97 процентов.

    Налоговые поступления в Госбюджет

    В числе важнейших задач Налогового комитета - устойчивое формирование доходной части Государственного бюджета республики и государственных целевых фондов за счет обеспечения свое­временности и стабильности поступления налогов и других обязательных платежей в Госбюджет и государственные целевые фонды в соответствии с налоговым законодательством. Для реализации этих целей комитет:

    • обеспечивает контроль за полнотой и своевременностью поступления денежных средств в доход государства от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также учет имущества, переданного в государственные органы;
    • взаимодействует с финансовыми структурами, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти на местах по обеспечению поступ­лений налогов и других обязательных платежей, в том числе выявлению дополнительных резервов увеличения доходов республиканского и местных бюджетов;
    • осуществляет в порядке, установленном законодательством, налоговый мониторинг соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиком, участвующим в налоговом мониторинге на основании заключенного взаимного соглашения, и другие меры.

    В отношении налогового администрирования перечисленные выше факторы способствовали значительному увеличению поступлений в Государственный бюджет.

    В частности, если годовой прогноз по налоговым поступлениям на 2023-й был установлен в размере 163,8 трлн сумов, то на практике данный показатель составил 165,9 трлн сумов, или 101,3 процента (перевыполнен на 2,1 трлн сумов). Это на 17,4 трлн сумов больше, чем за соответствующий период 2022 года.

    Во всех регионах нашей республики годовые прогнозные показатели полностью выполнены, а их дополнительные поступления превысили 3,4 трлн сумов. Налоговые поступления в регионах выросли на 13 процентов по сравнению с 2022 годом. Высокие темпы роста достигнуты в Джизакской (30 процентов), Сырдарьинской (21), Ташкентской (19) и Навоийской (18) областях.

    В результате мероприятий, направленных на создание равных конкурентных условий, недопущение необоснованного увеличения состава расходов и укрепление платежной дисциплины, по государственной доле в бюджет по сравнению с прогнозом взыскано 1,5 трлн сумов дополнительных дивидендов.

    Также предотвращено применение финансовых санкций к субъектам предпринимательства на 1,3 трлн сумов.

    Снижение ставки налога на добавленную стоимость с 15 до 12 процентов позволило оставить в распоряжении субъектов предпринимательства и потребителей девять трлн сумов. В результате правильной организации администрирования, даже несмотря на снижение ставки, в Госбюджет по данному виду налога уплачено 34 трлн сумов. Поступ­ления увеличились на 1,2 трлн сумов, или на четыре процента, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

    Задачи, которые предстоит реализовать в 2024 году

    В Год поддержки молодежи и бизнеса приоритетной задачей станет развитие предпринимательства и оказание помощи бизнесу, в том числе в рамках задач, обозначенных на состоявшейся 15 января этого года с участием Президента Шавката Мирзиёева презентации о внедрении рейтинга устойчивости предпринимателей.

    В ходе данного мероприятия подчерк­нуто: развитие предпринимательства является приоритетным направлением экономической политики нашей страны. Условия ведения бизнеса последовательно улучшаются. В Год поддержки молодежи и бизнеса в рамках усилий по обеспечению занятости пяти миллионов человек будет создано еще больше возможностей для делового сообщества. На это планируется направить 83 трлн сумов и 275 млн долларов кредитов и субсидий.

    Еще одним стимулом для предпринимательской деятельности призван стать предлагаемый рейтинг. О его важности говорилось в ходе открытого диалога главы государства с представителями бизнес-среды, затем были разработаны его критерии и принципы.

    Рейтинг предусматривает разделение предпринимателей на четыре категории по 23 критериям, таким как продолжительность деятельности, уровень рентабельности, платежная дисциплина, участие в обеспечении занятости населения и размер заработной платы. Рейтинг будет формироваться на основе данных налоговых, юстиционных и судебных органов. Каждый бизнесмен сможет узнать свою позицию и оценку в режиме реального времени.

    Для предпринимателей с высоким рейтингом отменяются все налоговые проверки, сумма налога на добавленную стоимость будет возвращена за сутки, а переплата по другим видам налогов - в течение трех дней. Создается возможность взаимозачета таможенными и налоговыми органами НДС при импорте и реализации товаров. Срок оплаты стоимости государственного имущества и земельных участков, приобретенных на аукционе, будет продлен с трех до пяти лет.

    Кроме того, Налоговым комитетом намечены:

    • дальнейшее расширение деятельности нового института по переходу налоговой системы на уровень махалли и полное внедрение информационной системы «Махалла соликчиси» («Налоговик махалли»);
    • легализация скрытых рабочих мест (в том числе вывод из тени населения, оказывающего услуги такси);
    • последовательное продолжение цифровизации отрасли, включая электронное оформление товарно-транспортных накладных, расчет налогов, ориентация на принудительный сбор, доведение уровня автоматизации в оказании услуг не менее чем до 75 процентов;
    • запуск системы оценки предпринимателями работы сотрудников налоговой службы через мобильное приложение Soliq;
    • увеличение количества данных фискального анализа, которые позволяют наблюдать за структурой и динамикой налогового администрирования, отслеживание их положительных и отрицательных тенденций и повышение тем самым подотчетности перед обществом.

    Все льготы и преференции, внедряемые в налоговую систему, служат дальнейшему улучшению экономики страны, созданию благоприятных условий для свободной деятельности делового сообщества, созданию рабочих мест и обеспечению благосостояния населения.

    Максим Черногаев.
    «Правда Востока».

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates