Личная ответственность за выполнение постановлений, направленных на качество образования, - важный вопрос

    Образование 24 декабря 2022 931

    Реформы, осуществляемые в Новом Узбекистане, зиждутся на развитии человеческого капитала путем предоставления качественного образования подрастающему поколению и, как следствие, формирования экономически развитого общества.

    За прошедший период в нашей стране принято 2 закона, 3 указа и 2 постановления Президента и 11 постановлений Кабинета Министров, направленных на повышение качества и эффективности образования, а также на защиту прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства.

    Чтобы пожинать плоды реализуемых реформ, прежде всего необходимо усилить исполнительскую дисциплину. Ведь без претворения в жизнь какого-либо документа ожидаемый результат не будет достигнут. Исходя из этого постановлениями Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года и правительства Республики Узбекистан от 18 июля 2017-го создана Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров с целью создания совершенно новой и целостной системы прозрачной и справедливой оценки качества в системе непрерывного образования.

    Новой организации поручено на основе передового зарубежного опыта поднять на качественно высокий уровень работу по аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций, присвоению квалификационных категорий педагогическим кадрам, выдаче лицензий негосударственным образовательным организациям, организации признания документов об образовании, выданных в зарубежных странах.

    Также впервые были обозначены около десятка актуальных задач, таких как определение рейтинга образовательных организаций, обеспечение участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся, сотрудничество с ведущими мировыми рейтинговыми организациями и всестороннее содействие вхождению в эти рейтинги национальных высших учебных заведений.

    Количество негосударственных образовательных организаций увеличилось в 11 раз

    В 2017 году Президент в Обращении к Олий Мажлису обозначил необходимые задачи по упрощению процедуры выдачи лицензий на открытие негосударственных образовательных учреждений. Реформы в этом направлении проводились в два этапа.

    На первом этапе в 2017-2018 годах разработан утвержденный постановлением Кабинета Министров порядок лицензирования деятельности в сфере предоставления негосударственных образовательных услуг для предпринимателей, желающих открыть негосударственную образовательную организацию.

    Количество документов, поданных на получение лицензии, сокращено с 9 до 5. На основании упрощенного порядка выданы лицензии более чем 5 тысячам негосударственных образовательных организаций, отвечающих требованиям, установленным Государственной инспекцией по надзору за качеством образования.

    В результате количество негосударственных образовательных организаций увеличилось с 512 в 2017 году до 5787 на сегодня, то есть за последние пять лет их количество увеличилось почти в 11 раз. В частности, выдано 2243 лицензии по дошкольному образованию, 334 - по общему среднему образованию, 2 - по профессиональному, 67 - на оказание услуг в сфере высшего образования.

    Кроме того, в соответствии с Указом Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур» от 24 августа 2020 года с 1 января 2021-го путем внедрения уведомительного порядка организуются внеклассные образовательные и учебные курсы переподготовки и повышения квалификации кадров. На сегодня их число достигло 1671.

    На втором этапе в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» разработаны новые лицензионные требования и условия в сфере предоставления негосударственных образовательных услуг, утвержденные постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 и 25 февраля 2022 года.

    Исходя из передового зарубежного опыта были четко обозначены требования к негосударственным образовательным организациям. В новой редакции Закона «Об образовании» определен правовой статус негосударственных образовательных организаций, регламентированы нормы их деятельности.

    В качестве одной из задач цели 41 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы обозначено расширение условий и возможностей организаций, оказывающих негосударственные образовательные услуги, и увеличение таким способом их доли на 8 процентов в 2026 году, в том числе на 3 процента - в 2022-м. Также в цели 49 поставлена задача доведения количества негосударственных высших образовательных организаций не менее чем до 50 к 2026 году, в частности, создания в 2022 году не менее 1 негосударственной высшей образовательной организации в Навоийской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областях и городе Ташкенте.

    За прошедший период 2022 года лицензии выданы 26 негосударственным высшим образовательным организациям. В этом году впервые начали функционировать частные институты в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Бухарской, Наманганской, Самаркандской и Навоийской областях.

    15 июня текущего года под председательством Президента состоялось видеоселекторное совещание по мерам профессионального обучения населения и совершенствования деятельности моноцентров. Была поставлена задача содействовать созданию частных техникумов и колледжей с привлечением партнеров в сфере промышленности, строительства, услуг и сельского хозяйства.

    В целях обеспечения выполнения этой задачи 19 октября 2022 года было принято постановление правительства, предусматривающее предоставление ряда льгот для создания частных колледжей и техникумов. Согласно документу, требования к получению лицензии для частных колледжей и техникумов упрощены. В результате только за последний месяц созданы 2 негосударственные организации профессионального образования.

    Педагогическое мастерство и психологическая подготовленность - определяющие факторы при присвоении квалификационных категорий

    В рамках выполнения задач, обозначенных в посвященном итогам 2020 года Обращении Президента, пересмотрены критерии присвоения категорий исходя из знаний, педагогического мастерства и психологической подготовленности учителей.

    В целях создания большего удобства и возможностей для педагогов и дальнейшего совершенствования процесса аттестации педагогических кадров постановлением Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию порядка проведения аттестации педагогических кадров организаций дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального и внешкольного образования» от 17 сентября 2021 года утверждено новое положение.

    Определены конкретные направления по повышению личной эффективности руководителей всех уровней по обеспечению беспрекословного исполнения приведенных в постановлении задач, эффективности организации выполнения поручений и созданию действенного механизма.

    Согласно этому постановлению, количество документов, требуемых от учителей, сокращено с 9 до 3. Отменена практика выдачи педагогическим кадрам сертификатов о прохождении аттестации в бумажном виде, введен порядок выдачи сертификатов в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью и с QR-кодом.

    Платформа Государственной инспекции по надзору за качеством образования pedkadr.tdi.uz интегрирована с UzASBO и с программным обеспечением для управления школами (ERP). Это в свою очередь позволяет автоматически пересчитывать и выплачивать зарплату учителям, повысившим категорию, не требуя никаких документов.

    Квалификационные испытания проводятся онлайн в помещениях, оснащенных современными информационными и коммуникационными технологиями. По специальным и общепрофессиональным предметам организуется творческий экзамен в сфере культуры и искусства. Проводимые во всех регионах испытания транслируются на сайте imtihon.tdi.uz.

    Отменена практика создания аттестационных комиссий в пределах министерств и ведомств, а также образовательных учреждений и подачи документов в папках. Педагогам, работающим над собой и имеющим квалификацию, была предоставлена возможность участвовать в испытаниях два раза в год. При этом учителям предоставляется возможность подавать документы непосредственно из центров госуслуг, дома или с рабочего места через Единый портал интерактивных государственных услуг или веб-сайт Государственной инспекции по надзору за качеством образования.

    В результате в первом полугодии 2022 года заявки на участие в аттестации подали 280 тысяч педагогов, из них 215 тысяч - на участие в аттестации по собственному желанию вне очереди. И этот показатель можно назвать рекордным.

    Во втором полугодии в процесс аттестации планируется вовлечь 228 тысяч педагогов, из которых 212 тысяч (90 процентов) изъявили желание участвовать в аттестации по собственному желанию вне очереди. Согласно итоговым результатам, 68 процентов учителей, участвовавших в аттестации в первом полугодии, продемонстрировали положительный результат.

    Более чем из 18 тысяч педагогов, принявших участие в анонимном опросе, проведенном на страницах Государственной инспекции по надзору за качеством образования в социальных сетях, 92 процента положительно оценили процессы аттестации педагогических кадров, проведенные в первом полугодии 2022 года.

    Упрощен процесс признания иностранных дипломов

    Следующей важной задачей, возложенной на Государственную инспекцию по надзору за качеством образования, является признание документов об образовании в иностранных государствах.

    Беспрецедентный рост числа поступающих в высшие учебные заведения по всему миру за последнее десятилетие связан с увеличением мобильности студентов. Это постепенно приводит к появлению глобального кампуса студентов, преподавателей и исследователей.

    Согласно анализу ЮНЕСКО, за десять лет до 2011 года количество студентов, решивших учиться за пределами своей страны, удвоилось до 4,3 миллиона. По консервативным прогнозам, ожидается, что к 2025 году эта цифра снова удвоится.

    В свою очередь растет число обучающихся в зарубежных странах и среди молодежи нашей республики. Этот процесс также усовершенствован с целью улучшения признания ее документов об образовании в соответствии с требованиями времени и предотвращения чрезмерной бумажной волокиты.

    Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании процедуры признания документов об образовании, выданных в зарубежных странах» от 24 июля 2019 года принято на основе изучения передового зарубежного опыта.

    Внедрена система реализации данной услуги через центры государственных услуг и Единый портал интерактивных государственных услуг. Сокращено количество предоставляемых документов с 5 до 2, срок рассмотрения заявки стал составлять 10 дней, а не 30, как раньше.

    С целью упрощения процесса, уменьшения влияния человеческого фактора с изучением опыта передовых зарубежных стран мы отказались от двухэтапной системы, и тестирование стало проводиться только по специальности. В частности, налажено прямое признание документов претендентов, получивших образование в зарубежных высших учебных заведениях, вошедших в рейтинги международно признанных агентств (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education, Academic Ranking of World Universities) среди высших учебных заведений, занявших первые 1000 мест. Кроме того, были подписаны межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов с Россией и Беларусью, достигнуто прямое признание дипломов.

    За короткий период запущено абсолютно новое программное обеспечение, решен вопрос составления и дальнейшего внедрения тестов, отвечающих требованиям времени, с привлечением международных и отечественных экспертов. Сегодня приехавший на испытание претендент за 1 час 40 минут сдает тестирование и сразу узнает результат. Сертификаты добившихся положительного результата отправляются на Единый портал интерактивных государственных услуг.

    За последние четыре года количество заявок на признание иностранных дипломов увеличилось в 4,3 раза. Государственной инспекцией по надзору за качеством образования в 2018-2022 годах через систему arm.gov.uz получено 31 267 обращений о признании документов об образовании в зарубежных странах. Из них 18 967 претендентов приняли участие в установленных испытаниях.

    Сертификаты оформлены 10 019 претендентам, чьи документы признаны напрямую (без испытаний), а также успешно прошедшим испытания.

    Впервые качество образования оценено на международном уровне

    В укреплении исполнительской дисциплины важное значение приобретают повышение ответственности каждого сотрудника в системе, установление строгой дисциплины, привитие ему чувства профессиональной гордости, трудолюбия, инициативности.

    В частности, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования» от 8 декабря 2018 года были определены задачи по обеспечению участия нашей страны в международных исследованиях в области оценки качества образования в системе народного образования. На основании данного документа началась подготовка к международным исследованиям PIRLS, TIMSS, PISA и TALIS.

    В ноябре 2019 года впервые в сотрудничестве со Всемирным банком были организованы тесты по изучению знаний школьников по математике на основе вопросов международного исследования TIMSS с привлечением международных экспертов. Результаты, полученные в ходе этих испытаний, были использованы в исследованиях, проведенных Всемирным банком по определению человеческого капитала в нашей республике.

    Узбекистан, впервые участвовавший среди 174 стран, в которых живет 98 процентов населения мира, с результатом 62 процента оказался среди государств с уровнем дохода выше среднего.

    В апреле текущего года проведено международное исследование по оценке уровня понимания текста учащимися 4-х классов школ Узбекистана (PIRLS). В этих исследованиях, которые проводятся каждые пять лет с 2001-го, наша страна впервые приняла участие среди более чем 60 стран.

    В 2018 году при Государственной инспекции по надзору за качеством образования создан Национальный центр по проведению международных исследований, на который возложена задача обеспечения участия общеобразовательных учреждений в международных исследованиях.

    На сегодня в 14 областях определены 348 опорных школ по подготовке к международным исследованиям, к которым прикреплена 9691 школа.

    За прошедший период достигнуты договоренности с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОECD) и Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA). Узбекистан впервые участвует в международных программах PISA, TALIS, PIRLS и TIMSS.

    Исследование PISA позволяет каждой стране сравнивать свои сильные и слабые стороны с мировой системой образования. А также привлекать иностранные инвестиции, поскольку инвесторы благодаря результатам этого исследования находят ответ на вопрос, есть ли в стране квалифицированный и компетентный персонал.

    Посредством этих исследований предполагается получить всестороннюю научно обоснованную и достоверную информацию о системе образования в нашей стране, образовательной среде, организации образования, критическом и творческом мышлении, способности применять полученные знания в жизни, внимании родителей к обучению детей и домашних условиях.

    Стоит отметить, что в основе коренных исторических преобразований - слова нашего Президента о том, что люди должны жить хорошо не завтра, а уже сегодня.

    Каждый руководитель обладает достаточными полномочиями и ресурсами. И для исполнения возложенных на него обязанностей он должен строго соблюдать принцип «Работа коллективная, а ответственность персональная!», поскольку именно личная ответственность, железная дисциплина, гордость за работу и профессиональное мастерство являются прочным фундаментом исполнительской дисциплины.

    Улугбек Ташкенбаев.
    Начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования
    при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates