Логистический потенциал ОЭС: повышая международную конкурентоспособность

    Транспорт 22 ноября 2023 1277

    «Наши братские народы, которые объединяют общие история и религия, схожие обычаи и традиции, издревле были тесно связаны торговыми и культурными отношениями. Организация экономического сотрудничества за период со времени создания превратилась в крупную региональную структуру с огромным экономическим потенциалом». Столь высокую оценку деятельности структуры глава нашего государства дал на саммите ОЭС в Туркменистане два года назад. А сегодня число населения государств - членов организации составляет свыше полумиллиарда человек, объем ВВП - около двух триллионов долларов.

    Также обсуждались перспективы многопланового сотрудничества и актуальные вопросы международного и регионального значения на 16-м саммите глав государств Организации экономического сотрудничества, состоявшемся 8-9 ноября этого года.

    Несмотря на глобальный кризис, отмечено, что экономики государств - членов ОЭС демонстрируют устойчивые темпы роста. В Узбекистане объем ВВП за последние шесть лет увеличился в 1,5 раза. Планируется вновь удвоить этот экономический показатель до 2030 года прежде всего за счет построения «зеленой» экономики и современной инфраструктуры, стимулирования частного сектора и создания рабочих мест, а также активного привлечения иностранных инвестиций.

    Недавно принята Ташкентская декларация министров транспорта ОЭС, создаются Региональный рынок электро­энергии и в Баку - Центр чистой энергии. Создана Диалоговая платформа высокого уровня в сфере экологии, организована сеть туроператоров, утверждена Программа по развитию безопасного туризма.

    - В своем выступлении Президент отметил, что существует еще не реализованный огромный потенциал для развития связей всестороннего сотрудничества между государствами-членами, - рассказывает доктор философских наук, профессор Азамат Мухторов. - В качестве примера можно привести тот факт, что в прошлом году показатель торговли между нашими странами составил 85 миллиардов долларов. Это всего восемь процентов от общей внешней торговли.

    Лидер Узбекистана предложил разработать концептуальный документ «Стратегические цели экономического сотрудничества - 2035», чтобы придать новый импульс сотрудничеству в рамках ОЭС. В нем большое внимание уделить таким ключевым направлениям, как развитие взаимной торговли, укрепление транспортных и коммуникационных связей, активизация промышленной кооперации, обеспечение энергетической безопасности, борьба с изменением климата, углубление сотрудничества в сфере туризма и культурно-гуманитарного обмена.

    Транспорт - это артерии экономики. По данным Всемирного банка, накануне пандемии доля мировых транспортных услуг в составе ВВП оценивалась в 4,3 трлн долларов (6,9 процента), в год перевозилось более 110 млрд тонн грузов и триллион пассажиров, количество занятых сотрудников в транспортной инфраструктуре составляло 100 миллионов человек. Эти показатели значительно снизились из-за пандемии коронавируса и разного рода продолжающихся конфликтов. В последнее время международная транспортная структура начала постепенно восстанавливаться.

    Эксперты полагают, что объединение усилий в транспортно-коммуникационной сфере послужит увеличению транспортного потенциала государств ОЭС: несмотря на расположение государств-членов в благоприятной геостратегической зоне, соединяющей Европу и Азиатский континент, сегодня 70 процентов торговли между азиатскими и европейскими странами осуществляется морским транспортом, 25 процентов - воздушными судами и пять процентов - сухопутными коридорами.

    Большинство государств - членов ОЭС не имеют прямого выхода к морю. Для решения этой проблемы необходимо в полной мере использовать потенциал трансконтинентальных транспортных коридоров, соединяющихся с крупными рынками Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии, Ближнего Востока и Европы и проходящих через территории региона, а также ускорить запуск проектов железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан и Трансафганской мультимодальной дороги.

    Объем грузоперевозок по мультимодальному транспортному коридору Китай - Кыргызстан - Узбекистан продолжает резко увеличиваться. В 2022 году этот показатель вырос в 7,5 раза.

    Президент Кыргызстана Садыр Жапаров, выступая на саммите, отметил, что железная дорога Китай - Кыргызстан - Узбекистан значительно увеличит торгово-экономические и транзитные возможности региона. Соединит около четырех миллиардов жителей и расширит географию грузоперевозок из Азии через Турцию в Европу, Ближний Восток, Иран, а также страны Персидского залива и Северной Африки. С. Жапаров подчеркнул: регион может служить главным мостом между Севером и Югом, Западом и Востоком, вследствие чего важное значение имеет принятие совместных усилий по развитию транспортно-логистических коридоров и мультимодальных перевозок в регионе, чтобы создать возможности доступа к морским портам.

    15 сентября 2022 года в Самарканде министры транспорта Узбекистана, Китая и Кыргызстана подписали соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги. Его общая протяженность будет составлять около 454 километров, из которых 280 км планируется провести по территории Кыргызстана. На линии построят 18 станций, 81 большой и средний мост протяженностью 26,1 км, 41 тоннель общей протяженностью 120,39 км.

    Проект сократит путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы примерно на 900 км, а срок доставки грузов - на семь-восемь дней. По предварительным прогнозам, объем грузоперевозок достигнет 12-15 млн тонн в год. Строительные работы планируется начать в 2024 году.

    Строительство железной дороги между Хайратоном и Мазари-Шарифом в Афганистане - неотъемлемая часть важного проекта, поддерживаемого странами региона, строительства железнодорожного коридора Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар.

    По данным Азиатского банка развития, более 1,2 тысячи человек обеспечены рабочими местами благодаря железной дороге Хайратон - Мазари- Шариф, темпы роста занятости вдоль железной дороги составляют 10-11 процентов в год. Тот факт, что в течение 2022-го объем грузоперевозок по Транс­афганскому коридору вырос в 2,5 раза и составил 670 тысяч тонн, а к концу текущего года это число, как ожидается, превысит миллион тонн, также свидетельствует о том, насколько это важно.

    - На встрече министров транспорта ОЭС в Ташкенте 2 ноября принят документ о развитии транспортного коридора Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция, - рассказывает министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов. - Этот маршрут позволяет прежде всего осуществлять доставку грузов между Узбекистаном и Турцией по конкурентоспособным ценам через альтернативный южный коридор и в сжатые сроки за счет сокращения числа пересекаемых границ других государств и упрощения процедур.

    На саммите ОЭС глава нашей республики призвал другие страны-участницы присоединиться к документу, чтобы сделать взаимные тарифы и сборы приемлемыми. Узбекистан уже оцифровал товаросопроводительные документы с Азербайджаном и Турцией. Также подобные проекты реализуются с другими государствами.

    В целях широкого внедрения и эффективной координации таких современных систем выдвинута инициатива по созданию в Ташкенте Цифрового транспортного и таможенного офиса организации.

    В развитии транспортно-коммуникационной сети страны особое значение придается резкому увеличению возможностей железнодорожного транзита, превращению авиации в удобный, быстрый и качественный сектор обслуживания, а также расширению современных автомобильных дорог для международных транзитных грузов.

    По данным Министерства транспорта РУз, за прошедший период построено более 1,5 тысячи километров железных дорог, отремонтированы четыре тысячи километров пути, электрифицировано около двух тысяч километров магистрали. Узбекистан одним из первых среди стран СНГ наладил движение высокоскоростных поездов в 2011 году.

    Последовательно осуществляется процесс полной электрификации национальных железных дорог и интеграции в сеть трансконтинентальных линий.

    Также начался широкий спектр реформ в сфере авиации с целью создания конкурентной среды, развития аэропортов и частных авиакомпаний. В результате число авиакомпаний - резидентов Узбекистана увеличено до 16, из которых 13 - частные. Количество воздушных судов возросло до 73, а международных аэропортов - до 11. В ближайшие годы планируется довести парк самолетов до 100. На территории Международного аэропорта «Навои» запущен международный интермодальный логистический центр для контроля грузопотока.

    Сегодня благодаря строительству безопасных и удобных автомобильных дорог в стране их протяженность достигла 43 тысяч км. На маршруте Ташкент - Самарканд и Ташкент - Андижан ведутся работы по строительству около 700 км платной дороги в рамках государственно-частного партнерства.

    Также в результате государственных льгот субъектам предпринимательства в отрасли на приобретение новых транспортных средств количество грузовых автомобилей за последние пять лет возросло четырехкратно. Число компаний, осуществляющих международные автомобильные перевозки, за недавний период увеличилось в три раза и достигло двух тысяч.

    Развиваются промышленность и предпринимательство, растет число экспортеров. В частности, по данным Агентства статистики, объем внешнеторгового оборота Узбекистана в январе-­сентябре текущего года составил более 44,7 миллиарда долларов и увеличился на 22,1 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

    Чем более важным является производство в экономике, тем значимее доставка продукции. Это особенно актуально сегодня, когда проблемы логистики в мире достигли своего пика. Поэтому с учетом роста стоимости международной доставки в нашей стране размер субсидий на транспортные расходы предприятиям, экспортирующим готовую продукцию в Европу, увеличился с 50 до 70 процентов. Ведь, если стоимость доставки транспортом будет низкой, экспорт и инвестиции увеличатся.

    Абдурауф Коржовов.
    Экономический обозреватель.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates