В настоящее время в республике масштабно осуществляется процесс реформирования системы здравоохранения и социальной защиты населения. Эти задачи обозначены также в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Как известно, здоровьесбережение выступает в числе важных принципов, реализуемых в современном образовании. Наиболее остро и актуально звучит этот принцип в условиях введения инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе, наряду с практически здоровыми учащимися, обучаются дети с ограниченными возможностями.

Согласно официальным данным, в системе народного образования страны 85 специальных школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, в том числе 50 - для ребят с нарушениями интеллекта, где обучается более 18 тысяч человек. Функционирует 21 школа-интернат санаторного типа и 9 школ-интернатов для ребят со сколиозом, 12 - для детей с хроническими респираторными заболеваниями. Помимо этого, свыше 10 тысяч мальчиков и девочек с недостатками развития, нуждающиеся в длительном лечении, получают домашнее образование. Все это свидетельствует о том, что в Узбекистане в разных условиях получают образование дети с нарушенным здоровьесберегающим потенциалом.

При этом в республике разработан ряд нормативно-правовых документов и утверждены соответствующие программы, предпринимаемые государством на пути к качественному образованию для всех. Так, статья 20 Закона «Об образовании», принятого 23 сентября этого года, гарантирует право каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение инклюзивного образования, а Закон «О гарантиях прав ребенка» предусматривает дополнительные льготы на получение образования детьми с особыми потребностями. Отечественная законодательная база является основой для дальнейшего развития инклюзивного образования в нашей стране.

Тем не менее в Концепции развития системы народного образования Респуб­лики Узбекистан до 2030 года, наряду с достижениями, обозначены недостатки в сфере. В частности, отмечены недоработка программ в отношении инклюзивного образования, отсутствие специализированной подготовки преподавателей в программах национальных высших образовательных учреждений.

Кроме того, в сфере материально-технического оснащения образовательных учреждений наблюдается низкая степень благоустройства территорий школ, спортивных залов и площадок, классов, обеспеченности учебным инвентарем, мебелью, лабораторным оборудованием, компьютерной техникой. Оставляют желать лучшего методика обучения, контроль посещаемости, укомплектованность соответствующими кадрами, квалификация администрации и педагогического состава, качество учебных материалов, организация питания и медицинского наблюдения, безопасность территории школ.

Отмечена также необходимость совершенствования методики преподавания, поэтапного внедрения принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования и развития у обучающихся здоровой, сильной и действенной положительной мотивации к учебе с раннего возраста. Особое внимание уделено качеству образовательных услуг, оказываемых детям с особыми потребностями здоровья, в том числе путем разработки и утверждения минимальных требований к зданиям образовательных учреждений, в которых они обучаются.

Нуждаются в дальнейшем улучшении и обеспечении литературой, методичес­кими пособиями, инвентарем и оборудованием, необходимым для обучения различным профессиям, и образовательные учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями. Важно включить в образовательный процесс переподготовки и повышения квалификации педагогов специальные учебные программы, касающиеся инклюзивного образования, проведения разъяснительных мероприятий среди общественности о правах детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, о значении инклюзивного образования.

В сфере структурных изменений системы образования с учетом потребностей рынка предусмотрено создание системы инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями, включающей установление в 168 общеобразовательных учреждениях специальных приспособ­лений (подъемные устройства, пандусы, поручни и т.д.), а также обеспечение соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи), специалистами по психолого-педагогическому сопровождению детей, что, несомненно, будет способствовать повышению потенциала здоровья детей.

В контексте сказанного весьма важное значение в расширении резервных возможностей сохранения здоровья детей имеет привитие ученикам принципов демократии и гражданского общества, нравственно-духовных и культурных ценностей, в том числе формирование полноценной философии здоровья, а также здорового образа жизни.

В условиях модернизации образования, нацеленного на повышение его качества, особая роль отводится здоровьесберегающей компетенции педагогов. Рассматривается как комплекс систематизированных знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии здоровья человека, в разработке и использовании действенных программ по сохранению своего и здоровья окружающих как в быту, так и профессиональной деятельности.

По мнению исследователей, существенное значение в повышении здоровья обучающихся приобретает развитие мотивации к занятиям физической культурой и спортом, использование инновационных подходов и современных оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе физического воспитания обучающихся. При этом основной целью в решении задач здоровьесбережения должен стать поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровление и формирование у учащихся определенной системы. Это предусматривает и постановление Президента «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания» от 14 августа 2018 года.

Проблема ценностного отношения к здоровью у обучающихся была предметом изучения М. Карамян, рассмотревшей феномен ценностного отношения личности к здоровью, в первую очередь психического, с позиций когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Все это в равной мере относится ко всем детям и преподавателям, призванным компетентно и соответствующим образом реагировать на потребности обучающихся.

Следует отметить, что для расширения инклюзии родители и широкая общественность должны быть хорошо осведомлены о необходимости повышения здоровьесберегающего потенциала обучающихся, что принесет пользу всем ученикам и, несомненно, облегчит их адаптацию к предстоящей социальной, профессиональной и семейной жизни.

Таким образом, инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на ребят и признающую: все дети - индивидуумы с разными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование - это особый подход к преподаванию и обучению, который должен быть более гибким. В результате таких изменений выиграют все дети.

Лола Муминова.
Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан,
заместитель директора по науке Республиканского центра социальной адаптации детей,
доктор педагогических наук, профессор.

Дилара Шарипова.
Главный научный сотрудник Республиканского центра социальной адаптации детей,
доктор педагогических наук, профессор.