В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 3 декабря 2021 года № УП–29 «О приоритетных направлениях государственной политики по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махалле», а также в целях эффективной организации деятельности помощников хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махаллях (далее – помощники хокимов):
1. Создать Республиканскую комиссию по организации деятельности помощников хокимов (далее – Республиканская комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению № 1.
2. Республиканской комиссии (Кучкаров) в недельный срок в целях эффективной организации деятельности помощников хокимов закрепить за каждым районом и городом ответственных работников министерств, ведомств и коммерческих банков, входящих в экономический и инвестиционный комплексы (далее – республиканские представители) и обеспечить их направление в служебную командировку в закрепленные районы сроком на один год с сохранением рабочего места, заработной платы и иных социальных выплат.
Определить Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства, его территориальные управления в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, а также центры по работе махаллабай и развитию предпринимательства (далее – центры) рабочими органами Республиканской комиссии и республиканских представителей.
3. Установить, что:
а) члены Республиканской комиссии:
организуют системную работу по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в поселках, селах, аулах, а также махаллях городов, поселков, сел и аулов (далее – махалли);
непосредственно руководят деятельностью республиканских представителей на закрепленной за ними территории, несут ответственность за достижение целевых показателей;
совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента обеспечивают распределение средств, выделенных для закрепленной за ними территории, в разрезе районов и городов;
б) республиканские представители:
совместно с первыми заместителями хокимов районов (городов) оказывают содействие деятельности центров и помощников хокимов;
ежедневно выезжают в одну из махаллей и лично посещают не менее десяти домов (квартир), изучают совместно с помощниками хокимов фактическое состояние дел, разъясняют населению суть и содержание проводимых государственной политики и реформ, принимают меры по решению выявленных проблем на месте;
совместно с помощниками хокимов и руководителями секторов по вопросам социально-экономического развития территорий определяют направления социально-экономического развития каждой махалли, выявляют фактическую социальную обстановку в разрезе каждой махалли на основе подворного списка, разрабатывают помесячно реализуемый план мер;
оказывают содействие в реализации новых проектов, предлагаемых успешными предпринимателями и помощниками хокимов исходя из «точек роста» каждой махалли, развивают виды услуг, необходимых для удовлетворения повседневных потребностей населения махаллей;
организуют работу по обеспечению обучения населения, в первую очередь безработной молодежи и женщин, профессиям и предпринимательству, а также их занятости;
совместно с хокимами районов (городов) и районными Советами фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель оказывают содействие эффективному использованию приусадебных земель населения, налаживанию таких видов деятельности, как земледелие, животноводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, семеноводство, питомничество и цветоводство, в домашних условиях;
совместно с хокимами районов (городов) обеспечивают распределение средств, выделенных территориям, в разрезе махаллей;
в) помощники хокимов:
осуществляют деятельность в приоритетном порядке совместно с успешными субъектами предпринимательства в махаллях в целях обеспечения занятости безработного населения махаллей и оказания содействия в создании для него постоянного источника дохода;
совместно с республиканскими представителями разрабатывают и обеспечивают исполнение «Дорожной карты» по развитию закрепленных за ними махаллей на 2022 год;
ведут постоянный мониторинг эффективного использования выделяемых ресурсов;
совместно с первыми заместителями хокимов районов (городов) по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности представляют хокимам отчеты о результативности проведенной работы на постоянной основе.
4. Предоставить членам Республиканской комиссии и республиканским представителям право на внесение в местные представительные органы предложений о направлении перевыполненной части плана доходов местных бюджетов на решение проблем махаллей.
5. Определить источниками финансовых инструментов, используемых помощниками хокимов при выполнении своих задач на 2022 год:
а) кредиты, выделяемые в рамках программ развития семейного предпринимательства – 10 триллионов сумов;
б) средства, выделяемые для обеспечения занятости, самозанятости и налаживания предпринимательской деятельности населения, –1 218 миллиардов сумов, из них на:
субсидии, кредитные ресурсы и прочие расходы на осуществление предпринимательской деятельности и самозанятость безработного населения из Государственного фонда содействия занятости – 785 миллиардов сумов, привлечение безработного населения к обучению профессиям, предпринимательству и ремесленничеству – 210 миллиардов сумов;
расходы по привлечению безработного населения к оплачиваемым общественным работам из Фонда общественных работ – 222 миллиарда сумов;
в) субсидии, выделяемые за счет Фонда поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, – 50 миллиардов сумов;
г) средства, предусматриваемые на улучшение инфраструктуры махаллей, на основании рекомендаций помощников хокимов – 250 миллиардов сумов;
д) средства фондов «Саховат ва кўмак», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари» – 851 миллиард сумов.
Утвердить распределение средств, указанных в подпунктах «б» – «д» настоящего пункта, в разрезе регионов республики согласно приложению № 2.
6. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, Центральным банком, Министерством занятости и трудовых отношений в месячный срок распределить средства, указанные в приложении № 2 к настоящему постановлению, в разрезе районов (городов) и каждой махалли, исходя из социально-экономического положения махаллей и количества домов (квартир).
Министерству занятости и трудовых отношений, коммерческим банкам, ответственным за выделение кредитов в рамках программ развития семейного предпринимательства, Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и органам исполнительной власти на местах обеспечить ежемесячное бесперебойное финансирование расходов, указанных в настоящем пункте.
7. Определить, что:
кредиты, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, в рамках программ развития семейного предпринимательства, и субсидии за счет Государственного фонда содействия занятости и Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений, Фонда поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, фондов «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари», предоставляемые в целях налаживания предпринимательской деятельности, самозанятости и обеспечения занятости, выделяются на основании рекомендаций помощников хокимов;
помощники хокимов проводят углубленное изучение эффективности и целесообразности каждого проекта по вышеуказанным направлениям, для которых предусматривается выделение кредитов и субсидий, а также предоставляют свои рекомендации ведомствам и организациям, ответственным за их выделение.
8. Установить ежемесячную заработную плату помощников хокимов соразмерно количеству домов (квартир) в закрепленных за ними махаллях, в частности:
в махаллях с количеством домов (квартир) от 501 до 1 000 – в 6,5-кратном размере минимальной оплаты труда;
в махаллях с количеством домов (квартир) более 1 000 – в 7-кратном размере минимальной оплаты труда.
9. Установить, что:
в случаях, когда размер среднемесячной заработной платы помощников хокимов меньше размера среднемесячной заработной платы по их предыдущему месту работы, недостающая часть компенсируется за счет Фонда по поддержке деятельности помощников хокимов;
на работников центров распространяются условия оплаты труда, установленные для работников районных (городских) отделов экономического развития и сокращения бедности и финансируемые за счет средств государственного бюджета.
10. Кабинету Министров в месячный срок утвердить Положение о Фонде по поддержке деятельности помощников хокимов, в котором предусмотреть в том числе:
выплату компенсации в двукратном размере базовой расчетной величины на расходы по аренде жилья помощникам хокимов и республиканским представителям, прибывшим из других регионов;
ежемесячное премирование помощников хокимов и республиканских представителей, достигших положительных результатов в своей деятельности;
компенсацию части заработной платы помощников хокимов менее среднемесячной заработной платы по их предыдущему месту работы;
выплату компенсации на транспортные расходы республиканским представителям, пользующимся личным автомобилем, а также их проезд на железнодорожном транспорте до места постоянного проживания и обратно один раз в месяц;
выплату по итогам года субсидии на приобретение жилья в размере до 50 процентов его стоимости на основе ипотечного кредитования республиканским представителям и помощникам хокимов, достигшим высоких результатов на закрепленной за ними территории.
11. Агентству развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан и Министерством экономического развития и сокращения бедности организовать:
на первом этапе в срок до 15 декабря 2021 года – недельные учебные семинары для республиканских представителей, посвященные коренному содержанию и обеспечению эффективного функционирования внедряемой новой системы;
на втором этапе в срок до 30 декабря 2021 года – практические занятия для помощников хокимов и работников центров с участием республиканских представителей;
на третьем этапе в течение 2022 года ежеквартально – курсы по взаимному обмену опытом республиканских представителей, помощников хокимов и работников центров.
Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А.:
в трехдневный срок привлечь к учебным семинарам руководящих работников ведомств, входящих в экономический и инвестиционный комплексы, местных хокимиятов и иных организаций, обладающих достаточной квалификацией и опытом работы;
внедрить систему оценки эффективности деятельности помощников хокимов и республиканских представителей, а также вести мониторинг их деятельности на постоянной основе.
Определить, что расходы, связанные с организацией учебных семинаров, возмещаются за счет Фонда поддержки развития государственной службы при Агентстве развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан.
Возложить на Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента задачу по решению организационных вопросов, связанных с проведением учебных семинаров.
12. Внедрить с 2022/2023 учебного года практику приема на учебу помощников хокимов, не имеющих высшего образования, на направления образования экономического профиля государственных высших образовательных учреждений в заочной форме обучения на основе государственного гранта по рекомендации Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента на основе собеседования.
13. Утвердить:
типовую организационную структуру хокимиятов районов и городов в связи с введением должности помощника хокима и организацией деятельности центров согласно приложениям №№ 4–7;
предельную численность работников районных (городских) центров по работе махаллабай и развитию предпринимательства согласно приложению № 8.
14. Установить, что штатные единицы помощников хокимов и работников центров формируются за счет оптимизации штатных единиц заместителя председателя схода граждан махалли по вопросам благоустройства, приусадебных земель и предпринимательства, инспектора по трудоустройству центров содействия занятости населения районов (городов), приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей в районах и городах.
Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана принять меры по оказанию содействия обеспечению занятости работников, штатные единицы которых сокращены.
15. Кабинету Министров в двухнедельный срок утвердить:
постановление «О мерах по организации деятельности Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства»;
типовое положение об определении основных задач, функций, прав, полномочий и ответственности помощников хокимов и центров.
16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухнедельный срок принять меры по:
утверждению хокимами районов (городов) положений о порядке организации деятельности помощников хокимов, уставов и структур центров;
обеспечению помощников хокимов и центров соответствующими зданиями (помещениями), материально-техническими и современными информационными средствами (мебелью, компьютерными наборами, связью, интернетом и другими) со стороны хокимов районов (городов).
17. Министерству финансов (Ишметов Т.А.) и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.Х.):
обеспечить выделение помощникам хокимов и республиканским представителям специальных планшетов, подключенных к информационной системе «Единый регистр социальной защиты», предоставляющих возможность дистанционного направления отчетов и участия в собраниях, проводимых в форме видеоконференции;
организовать учебные тренинги по выработке навыков приема и регистрации на специальных планшетах заявлений для получения социальных пособий, субсидий и льготных кредитов за счет средств государственного бюджета и государственных целевых фондов.
18. Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А.:
еженедельно проводить обсуждения работы, осуществляемой в махаллях, с участием членов Республиканской комиссии, республиканских представителей, руководителей секторов по вопросам социально-экономического развития территорий, первых заместителей и помощников хокимов;
еженедельно выезжать в регионы, изучать на местах работу, проводимую на основе системы работы махаллабай, обеспечить эффективную организацию деятельности помощников хокимов и республиканских представителей;
ежемесячно вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о результатах проведенных работ.
Запретить привлечение республиканских представителей и помощников хокимов к выполнению других работ, включая участие в собраниях, не связанных с задачами, определенными настоящим постановлением, без разрешения заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А.
19. Советнику Президента Республики Узбекистан Худайбергенову Т.А. наладить практику изучения и последующего обсуждения на заседаниях Кенгашей народных депутатов областей, районов и городов результативности деятельности помощников хокимов с проведением ежемесячного анализа обращений по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махаллях, поступающих в Народные приемные Президента Республики Узбекистан.
20. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и иным средствам массовой информации широко освещать проводимую работу по реформированию организационной структуры органов государственной власти на местах.
21. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством юстиции, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
22. Возложить на первого заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Холхужаева С.М., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации деятельности ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, организацию деятельности помощников хокимов на местах, а также ведение ежедневного контроля за полным внедрением на практике новой системы возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А.
Администрации Президента Республики Узбекистан (Гулямов Р.А., Мавлонов Б.М.) регулярно представлять Президенту Республики Узбекистан информацию о результативности осуществляемых мер по итогам каждого месяца.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
3 декабря 2021 года