В последние годы в стране проведены широкомасштабные реформы по решению актуальных вопросов социально-экономического развития регионов, социальной защиты населения, нацеленные на реализацию народовластия в полной мере путем расширения полномочий местных Кенгашей народных депутатов.
Созданы правовые основы, направленные на усиление контрольной деятельности местных Кенгашей. В целях расширения контрольных функций Кенгашей народных депутатов за деятельностью органов исполнительной власти на местах им предоставлено более десяти дополнительных полномочий. В частности, установлена подотчетность руководителей органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, здравоохранения, экологии, финансовых и налоговых органов.
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан в новой редакции полномочия представительных органов государственной власти на местах и органов исполнительной власти на местах, должности председателя местного Кенгаша и хокима разделены, что стало важным шагом в обеспечении реализации на местном уровне конституционного принципа разделения властей.
Вместе с тем цели, указанные в Стратегии «Узбекистан – 2030», требуют превращения представительных органов государственной власти на местах в настоящий голос народа, налаживания территориального управления по принципу служения интересам населения, трансформируя деятельность органов исполнительной власти на местах.
В целях полной реализации новой модели организации государственной власти на основе распределения полномочий хокимов и Кенгашей народных депутатов, определенной в Конституции в новой редакции, усиления роли местных Кенгашей в управлении государством
и обществом, налаживания государственной власти на местах в новых конституционно-правовых условиях:
1. Одобрить разработанные Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Министерством юстиции и местными Кенгашами народных депутатов (далее – местные Кенгаши):
Перечень полномочий, рекомендуемых к передаче местным Кенгашам народных депутатов в целях повышения роли представительных органов государственной власти на местах в решении важных вопросов жизни государства и общества, согласно приложению № 1;
Полномочия и функции местных Кенгашей народных депутатов, рекомендуемые для систематизации, согласно приложению № 2;
«Дорожную карту» по совершенствованию актов законодательства по организации деятельности органов государственной власти на местах
по принципу «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким» согласно приложению № 3.
2. Установить, что:
задачи и функции возлагаются на местные Кенгаши исключительно в соответствии с законодательными актами;
вмешательство органов государственной власти и управления в деятельность местных Кенгашей не допускается;
при разработке проектов нормативно-правовых актов внедряется практика четкого разграничения функций между представительными органами государственной власти на местах и органами исполнительной власти на местах;
органы исполнительной власти на местах несут ответственность за выполнение задач, возложенных нормативно-правовыми актами на органы государственной власти на местах, и которые несвойственны полномочиям местных Кенгашей, установленным законодательством.
3. Рекомендовать Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан разработать совместно с Кабинетом Министров до 1 октября 2024 года Концепцию развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Узбекистане до 2030 года, предусмотрев в ней следующие основные направления:
совершенствование контрольной деятельности местных Кенгашей, их органов и депутатов, формирование эффективной системы контроля;
определение механизма внесения местными Кенгашами предложений в Сенат Олий Мажлиса по важным и актуальным вопросам, касающимся интересов территорий;
совершенствование деятельности местных Кенгашей в сфере нормотворчества;
обеспечение широкого участия общественности в разработке решений местных Кенгашей;
дальнейшее усиление основных гарантий статуса и деятельности депутатов местных Кенгашей;
налаживание взаимодействия и международного сотрудничества в деятельности местных Кенгашей;
полная цифровизация деятельности местных Кенгашей, определение мер противодействия бюрократии.
4. Министерству иностранных дел привлечь ведущих экспертов зарубежных государств к разработке Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Узбекистане до 2030 года и организовать служебные и учебные поездки для изучения передовой международной практики.
5. Министерствам и ведомствам в месячный срок внести в Министерство юстиции предложения по специализации задач и функций между представительными органами государственной власти на местах и органами исполнительной власти на местах, возложенных на органы государственной власти на местах актами законодательства согласно приложению № 3 к настоящему Указу.
Министерству юстиции на основании предложений министерств и ведомств в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проекты соответствующих актов законодательства.
При этом особое внимание акцентировать на критическом рассмотрении данных проектов с точки зрения наличия правил и норм, внедряющих излишние административные и иные ограничения для физических и юридических лиц.
6. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан в двухмесячный срок систематизировать свои постановления о деятельности местных Кенгашей с проведением их полной инвентаризации.
7. Рекомендовать Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
до 1 июля 2024 года разработку и осуществление ведения реестра полномочий, задач и функций местных Кенгашей;
разработать предложения по внедрению единой практики в разработке проектов решений местных Кенгашей и их принятии;
систематически организовывать совместно с Министерством юстиции учебные курсы, направленные на повышение знаний и квалификации депутатов и работников секретариатов местных Кенгашей.
8. Агентству по управлению государственными активами совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства
и Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента до 1 апреля 2024 года:
провести инвентаризацию текущего состояния зданий местных Кенгашей;
разработать совместно с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан минимальные требования к зданиям местных Кенгашей и их материально-техническому оснащению;
разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров «дорожную карту» по обеспечению зданиями (рабочими кабинетами) и их оснащению с учетом установленных минимальных требований для областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов в срок до 1 октября 2024 года, для районных и городских Кенгашей народных депутатов – до 1 декабря 2025 года.
9. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
10. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения:
о совершенствовании соответствующих актов законодательства в целях реализации предложений, предусмотренных в приложениях №№ 1 и 2 к настоящему Указу;
о других изменениях и дополнениях, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
2 февраля 2024 года.