Неизвестно точно, когда это направление зародилось, но уже к ХVIII веку маком стал одним из крупнейших ответвлений центральноазиатской классической музыки. В ХIХ-ХХ столетиях достиг пика расцвета в виде трех стилевых традиций: бухарский шашмаком, хорезмский и фергано-ташкентский макомы. Каждый носит название лада, в котором звучит, и отражает разные эмоции, переживания.
Маком внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Уникальный музыкальный жанр за многовековой период практически не изменился и исполняется согласно древним канонам. Это объясняется тем, что творчество передавалось из поколения в поколение на основе традиции «устоз - шогирд». Благодаря такой преемственности многие древние монументальные произведения сохранены практически в первозданном звучании.
В эволюцию макома внесли вклад многие артисты и композиторы. Его мелодии передают самые глубокие переживания. Как отмечают представители сферы, для полного понимания требуется определенная подготовка. Человек с детских лет должен быть близок к музыке, вложить в нее душу. При этом необходимо знать староузбекскую письменность, арабский и персидский языки. В целом маком - это особое искусство, отдельная культура.
Труд исполнителя макомов сложен, а путь становления тернист. Здесь нужны не только талант, музыкальный слух, звонкий и чистый голос, но и огромные усилия. Следует быть терпеливым мастером, искусным музыкантом, чтобы, понимая и чувствуя мелодию, превратить свой голос в одну из составных частей произведения. Важно и умение полностью контролировать каждый жест, ведь сопровождаются все действия истории мимикой и пластикой.
Один маком может звучать два-три часа и более. Импровизационное развертывание композиции осуществляется на строго канонической ладовой и ритмической основе. Богатство приемов мелодико-интонационного развития, ритмической организации формы позволяет музыкантам создавать всякий раз неповторимую композицию.
Важно и то, что разные школы предполагают разные правила. Так, в регионах макомы отличаются по своей структуре и методам исполнения. При этом каждый носит название лада. Традицией определен характер макома (например, любовный или философский). Предписано и исполнение того или иного в конкретное время суток: так, рост должен звучать после полуночи и до рассвета, ирок - с восходом солнца, наво - на закате дня.
Неизменны основные задачи артистов - заинтересовать слушателя напевами, с интересом и привлекательностью вести рассказ. А это требует постоянного совершенствования мастерства. Тут же необходимы недюжинные актерские способности, ведь приходится перевоплощаться в каждого из своих героев, даже менять голос, интонации. А в репертуаре узбекистанских исполнителей макомы на исторические и романтические темы, которые вобрали в себя древнейшие культурные традиции, память о становлении народа, его духовного мира и исторических судеб, гражданских, нравственных и эстетических идеалов.
Государство уделяет жанру особое внимание, подписываются документы, в соответствии с которыми в стране ведется масштабная работа по популяризации и поддержке древнего вида народного музыкального творчества. Только за последние годы вышли постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком» от 17 ноября 2017-го, «О проведении Международного форума искусства макома» от 6 апреля 2018-го и постановления Кабинета Министров «Об организации деятельности «Маком музейи» в городе Шахрисабзе Кашкадарьинской области» от 6 августа 2018-го, «Об организации специализированных школ-интернатов искусства маком» от 21 ноября 2019-го.
В соответствии с постановлением правительства от 21 ноября 2019 года таких учреждений всего по Узбекистану четыре: Республиканская специализированная школа-интернат искусства макома в столице и по одной школе-интернату в Ферганской, Хорезмской и Бухарской областях. Здесь готовят молодые кадры, владеющие знаниями искусства маком, историческими и национальными традициями.
Новое развитие направлению придало постановление правительства «Об организации деятельности Маргиланского городского театра музыкального макома при Узбекском национальном центре искусства маком», подписанное 5 сентября 2019-го. Задача театра - способствовать пропаганде искусства макома через высокохудожественные постановки произведений, театрализованные представления и концертные программы. Государство поддерживает молодое учреждение в реализации амбициозных планов. Для творческого коллектива театра проводятся мастер-классы с привлечением квалифицированных специалистов государственных театров республики. При этом есть возможность обмениваться опытом с легендарными артистами отечественной сцены, всемирно признанными исполнителями макома.
Стоит подчеркнуть, что и Маргилан может похвастать искусными мастерами. Неспроста город получил статус музыкальной столицы, и не только в Узбекистане, но и Центральной Азии.
Сегодня благодаря открытию театра сокровищница искусства маком пополнилась широким спектром произведений. Так, за относительно короткий период времени здесь состоялся ряд премьер спектаклей и крупных концертных программ, в числе которых «Навои», «Шашмаком», «Мухаббат бустони» («Сад любви»), «Фаргонача кулгу» («Ферганский смех») и многие другие, которые уже вошли в историю современного макома.
Важно и то, что при поддержке руководства Ферганской области прилагаются определенные усилия по созданию современных условий для творческой общественности и реализации ряда благих инициатив по укреплению материально-технической базы театра.
Администрация и труппа ведут творческую деятельность в просторном и удобном помещении. В распоряжении артистов костюмы, музыкальные инструменты и новейшая техника - чтобы исполнение соответствовало мировому уровню.
* * *
Традиционный национальный музыкальный жанр, раскрывая новые грани, набирает популярность, получает заслуженное внимание благодаря совместным усилиям талантливых исполнителей, государства и почитателей макома. Узбекистанцы гордятся великим богатым наследием предков.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».