баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Маком - музыкальная культура Востока

    Необходимость сохранения и развития уникального национального искусства макома предопределил тот факт, что этот жанр классики был и остается своеобразным феноменом духовной культуры, одним из основных понятий  в профессиональной музыке, величайшим культурным кодом Узбекистана и стран Востока. Толчком к актуализации изучения и популяризации культурного явления, возрождения полузабытых, оттесненных на задний план традиций музыкального наследия стало постановление главы государства «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком» от 17 ноября 2017 года и последовавшая вслед за ним Концепция дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан, утвержденная постановлением Президента от 28 ноября 2018-го.

    «Действительно, искусство макома - это бесценное духовное сокровище - на протяжении столетий отражает глубокие чувства, надежды и мечты, благородные устремления человека».

    Из выступления Президента Шавката Мирзиёева на церемонии
    открытия Международного форума искусства макома, 2018 год.

    Узбекистан - страна, богатая многовековыми традициями, обычаями, национальными ценностями и древним искусством. В ряду сохраняющихся на протяжении веков музыкальных сокровищ нашего народа - чарующий глубокими философскими корнями, неповторимым художественным стилем маком, в истоках которого лежат классическая литература, изобразительное искусство, древние научные знания Востока, исламские ценности. Как известно, в 2003 году музыкальный жанр объявлен  ЮНЕСКО достоянием цивилизации и включен в Список всемирного культурного наследия. В сентябре 2018-го впервые в нашей стране в Шахри­сабзе состоялся Международный форум искусства макома, объединивший на одной площадке исполнителей, музыковедов и исследователей, международных экспертов из более чем 70 стран мира. Проведение культурного мероприятия в соответствии с постановлением планировалось раз в два года.

    Об этом виде народного искусства стали чаще говорить, чтобы мелодии макома, его дух и философия заняли прочное место в сознании и сердцах наших современников, прежде всего молодого поколения.

    О значении музыкального направления руководитель нашей страны еще раз напомнил в ходе поездки в Наманганскую область летом этого года. Президент Шавкат Мирзиёев предложил сделать субботу днем музыки и слушать макомы. Это, по словам лидера страны, может увеличить производительность труда в десять раз. Глава государства посоветовал реализовать новую практику в каждом районе и школе в Намангане, чтобы у каждого выпускника 11-го класса была оценка о знании одного музыкального инструмента.

    Зачем это нужно? Возобновляя экономику, одновременно следует возрождать культуру, чтобы все начинания и дела людей были успешными.

    Поиск смысла в развитии национального  культурного бренда заключается в его сохранении как духовного наследия, а также в бережном отношении и умелом использовании для обеспечения преемственности. И здесь важно правильно организовать работу. От этого зависит, утратим ли нечто такое, что составляет основу духовной жизни, или сбережем наше великое достояние.  И будем двигаться дальше в деле сохранения и развития редкостных особенностей узбекского классического и фольклорного искусства, свое­образных исполнительских школ и традиций.

    В Навоийской области искусству макома начали обучать в начале миллениума на базе Навоийского колледжа культуры (ныне Навоийская специализированная школа культуры) на отделениях «Традиционное исполнение» и «Традиционное пение». Преподавать пригласили из регионов области специалистов-исполнителей. Под руководством Фазлиддина Буронова педагогический коллектив почти за два десятка лет подготовил огромное количество профессиональных кадров, многие из которых ныне преподают в музыкальных школах региона.

    - Образовательное учреждение внесло  неоценимый вклад в формирование в 2018 году творческого состава образцового ансамбля «Маком» при управлении культуры, - отмечает заместитель начальника областного управления культуры Хамдам Мухитдинов. - В новый коллектив влились молодые музыканты и солис­ты с практикой канонического исполнения  профессиональной музыки устной традиции, что обеспечило артистам певческой сцены начало успешной творческой деятельности. В частнос­ти, на первом Международном форуме искусства представители навоийской школы макома были очень активными участниками.

    За последние полтора года в творческий календарь ансамбля вписаны выступления на культурно-массовых мероприятиях, концертах республиканского и регионального уровней, гастрольные поездки в самые отдаленные ра­­йоны области, села и махалли, а также ежеквартальные отчетные концерты. В целях популяризации и повышения интереса молодежи к этому виду искусства, ансамбль организует мастер-классы в общеобразовательных школах региона.

    Материально-техническая база «Макома» одна из лучших благодаря подаренным главой государств 10 видам музыкальных инструментов, включая танбур, сато, дутар, кашгарский рубаб, най, кошнай, гиджак, дойра. Оттого динамика и тембр произведений народной классики в исполнении солистов навоийского ансамбля звучат значительно богаче, а сами макомы соответственно получили новую интерпретацию.

    В вокальной группе коллектива художественный руководитель ансамбля Шухрат Мамедов, лауреат Государственной премии «Нихол»  Шерзод Шодиев, наставник молодежи, ветеран сферы Салим Мамадиёров, участники международных и республиканских конкурсов Дилшод Самадов, Хамза Саидов, Бунёд Хасанов,  Фазриддин Мирзаев. Участие в составе ансамбля певиц Майрам Муминовой, Гульхаё Умаровой, Эльмиры Жураевой открыло широкие возможности к улучшению качества исполнения макомов на газели Навои, Бабура, Лутфи, Огахи, Ниязи, Увайси, Фурката.

    Поддерживает артистов региональная администрация, направив из местного бюджета около 115 миллионов сумов на приобретение сценических костюмов, передав в распоряжение коллектива автотранспорт отечественного производства.  В здании областного управления культуры предоставлены звукозаписывающая студия и концертный зал. В прошлом году ансамблю вручили в качестве еще одного подарка от Президента грузовой автомобиль, представляющий собой передвижную сцену. Благодаря этому транспортному средству участники ансамбля могут приезжать в отдаленные степные, животноводческие регионы области и вносить свой вклад в популяризацию национального искусства, а также организовывать концертных выступлений в труднодоступных кишлаках, махаллях и аулах.

    Чтобы расширить возможности макома в воспитании подрастающего поколения, на базе детских школ музыки и искусства при областном управлении культуры открыли новые классы макома, в которых начали обучение около 150 учащихся. Аналогичные кружки создали во всех отделах культуры и культурных центрах области. Их воспитанники активно участвуют в мероприя­тиях областного и районного масштабов.

    Профессиональные кадры будущих исполнителей и музыкантов узбекского макома также на трех образовательных направлениях готовит Навоийский государственный педагогический институт. Как сообщил старший преподаватель кафедры музыкального образования НГПИ Уктам Мирзаев, на направлении действуют научный кружок «Теория музыки» и два художественных - ансамбль дутаристок и постоянно функционирующий на базе института коллектив «Навобахш». На протяжении многих лет вузовская творческая группа активно участвует в региональных мероприятиях, выступает на национальном телевидении и радио с большими концертными программами. В репертуаре «Навобахша» звучат шашмаком, узбекские и таджикские народные песни, мавриги и другие национальные песни. Весомый вклад в  популяризацию макомов и народных песен вносят студентки направления музыкального образования Сабина Кадырова и Камола Кадырова. Третьекурсник Фаррух Бахронов в 2018 году стал обладателем Государственной премии «Нихол».

    - В Навоийской области маком исполняли в основном индивидуально. Чуть позже - в группах, -  рассказывает преподаватель музыки высшей категории, ветеран сферы Салим Мамадиёров, за плечами которого 40 лет служения искусству. -  Это связано с тем, что в общеобразовательных школах на мероприятиях, посвященных дням рождения Алишера Навои, Бабура, учащиеся чаще всего обращались к той части их поэзии, которая была представлена в макоме, звучащей на телевидении и радио. Эти песни, безусловно, обогащали содержание таких мероприятий.

    Постепенно исполнение перешло в группы. Причем выступления участников, певших макомы на смотрах-конкурсах и фестивалях, праздниках искусства в регионе, всегда высоко оценивались жюри: этот вид искусства требует большого диапазона, острого слуха, точности слушания и восприятия. На моей практике, если во время представления кто-то из исполнителей пел маком, очень тепло принимался публикой, несмотря на то, что это довольно сложный для восприятия жанр и рассчитан на подготовленного слушателя.

    В нашей области это музыкальное направление особенно развито в Кызылтепинском, Навбахорском, Карманинском и Хатырчинском районах. Стоит отдельно отметить ансамбль «Гульчирой» Кызылтепинского района, в котором почти 90 процентов участников ансамбля, будь то певец или музыкант, - выпускники бухарских профильных образовательных учреждений. Это означает, что в Бухаре студентов шашмакому обучали высококвалифицированные  преподаватели. Именно они стали распространителями и пропагандистами знаний на местах. Точно так же заслуживают отдельного внимания ансамбли народной песни и танца «Юлдуз» из Навбахорского района, «Узбекистон гуллари» - из Карманинского, «Чиннигул» - из Хатырчинского, в репертуаре которых неизменно звучал маком. Значимость любому коллективу, пусть даже периферийному, обеспечивало исполнение сложных жанровых произведений. На этом поприще выделялись любительские исполнители из Кызылтепинского района.

    Следует отметить, что активное развитие макома в нашем регионе получило в 2009-2014 годах, когда в детских школах музыки и искусства открылись вышеупомянутые отделения «Традиционное исполнение», «Традиционное пение». Многие их выпускники по окончании соответствующих образовательных учреждений сегодня вносят личный вклад в развитие макома в регионе.