Одним из элементов цифровизации, внедряемых в разных странах, является цифровая маркировка товаров. Опыты по маркировке начались еще в начале 2000-х, но только несколько лет назад благодаря развитию технологий и повсеместному проникновению интернета стало возможным реализовать маркировку на должном уровне.
Маркировка задумывалась как эффективное средство борьбы с контрафактом, подделками, способ защиты населения от опасных для здоровья товаров. Сейчас это комплексное направление, включающее разнообразные процессы и участников.
Современная цифровая маркировка товаров подразумевает участие в данном процессе всех участников оборота - от производителей и оптовых баз до розничных магазинов и покупателей. Таким образом, создается непрерывная цепочка, по которой можно отследить движение любой единицы товара - от производства до покупки в магазине. Благодаря маркировке активно развиваются и другие направления экономики - например, для правильного вывода товара из оборота необходимо наличие в магазине онлайн-касс, что в свою очередь требует наличия доступа к интернету, а значит, развития телекоммуникационной инфраструктуры и так далее.
Маркировка осуществляется с помощью Data Matrix кода, который наносится на каждую маркируемую единицу товара. Подделать Data Matrix практически невозможно, поскольку он закодирован с применением современных криптографических методов. Код содержит всю необходимую информацию о товаре, включая изготовителя, параметры продукта, потребительские характеристики, дату изготовления, срок годности и другие. Код может наноситься различными способами как в типографии, так и на производственной линии, производитель сам выбирает наиболее удобный и оптимальный для него способ. Такой подход дает стимул для развития также и интеграторского бизнеса в Узбекистане, когда отечественные компании начинают разрабатывать и предлагать собственные решения для нанесения маркировки, развивать сервисную модель и, таким образом, выстраивать современную IT-среду и создавать дополнительные рабочие места.
Помимо заботы о здоровье населения, что, безусловно, является ключевым приоритетом, маркировка также позволяет существенно повысить собираемость налогов. Маркировка является важным средством для поддержки честных производителей и создания честной конкурентной среды, свободной от контрафакта и контрабанды. Происходит это, с одной стороны, за счет «обеления» рынка, когда государство начинает «видеть» каждую единицу выпущенной продукции. С другой - за счет вытеснения контрабанды с рынка и, как следствие, увеличения доли рынка и числа легальных, честных производителей, которые, взращивая объемы производства и сбыта, платят налоги со своей продукции.
Несколько примеров из сопредельных стран. В России запущена маркировка меховых изделий, молочной продукции, лекарства, одежды и обуви, духов, шин и покрышек, фотоаппаратов. Идут пилотные проекты по маркировке БАДов, антисептиков. Успешно завершен пилотный проект по маркировке воды (с 1 декабря 2021 года становится обязательной маркировка минеральной воды, а с 1 марта 2022-го - всех прочих категорий воды).
Введение маркировки меховых изделий в России увеличило легальный рынок в 10 (!) раз. 90 процентов рынка меховых изделий до внедрения маркировки были «в тени», и государство недополучало миллиарды рублей в виде налогов.
Теневой оборот лекарств в России лишь на стадии пилотного проекта еще до запуска обязательной маркировки сократился в 2,5 раза. Только пилотный проект позволил выявить преступлений на 100 миллионов рублей и других нарушений на 500 миллионов. В 10 раз сократился нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов. Успешно маркируются вакцины от COVID-19, что исключает какие-либо манипуляции с таким социально значимым препаратом.
Контрафакт в одежде и обуви снизился на 12 процентов. При этом согласно данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Россия) бизнес из отраслей, где уже запущена маркировка, получит до 200 миллиардов рублей дополнительных доходов ежегодно за счет «обеления» рынка и контроля за движением каждой единицы продукции.
Важно отметить, что ни в одной из отраслей, в которых запущена маркировка, не наблюдался дефицит товара или повышение цен.
Маркировка товаров в Узбекистане запущена в январе 2021 года. Сейчас на обязательной основе маркируются табак, крепкие алкогольные напитки вина и пиво. Запущены пилотные проекты по маркировке лекарственных препаратов, воды и бытовой техники. За семь месяцев выдано почти 700 миллионов кодов маркировки.
Проект по маркировке реализуется в Узбекистане на основе государственно-частного партнерства. Это значит, что оператор системы маркировки OOO «CRPT TURON» развивает проект за счет частных инвестиций, не используя государственные средства. Это принципиальное решение, которое позволяет реализовывать проект не только без каких-либо затрат со стороны государства, но и наиболее оптимальным способом, гибко реагируя на требования рынка, учитывая запросы общества и стратегию государства.
Проект изначально запускался с учетом максимального вовлечения общества в борьбу с контрафактом. Для этого разработано бесплатное приложение для смартфонов «Asl Belgisi», благодаря которому каждый покупатель может перед покупкой отсканировать Data Matrix код на упаковке товара и убедиться в его подлинности или распознать подделку. Такой подход вовлекает покупателей в борьбу с контрафактом и повышает уровень ответственности представителей розничной торговли.
Маркировка товаров является не только государственно значимым проектом, но и вносит существенный вклад в развитие экономики, создает честную среду для конкуренции, способствует борьбе за здоровье граждан. Все это делает маркировку одним из наиболее перспективных направлений развития государства в направлении цифровизации, что, безусловно, способствует благосостоянию общества в целом.
Олег Кузьмин.
Операционный директор OOO «CRPT TURON».