В течение последних лет в Узбекистане наблюдаются позитивные преобразования во всех сферах, в том числе меняются подходы к ведению эффективной внешней политики. Страна, следуя принципам демократии, уверенно заявляет о себе миру, а лидера нашего государства признают сильным реформатором, положившим начало строительству в стране эпохи третьего Ренессанса. Главной тенденцией внешней политики Узбекистана за последние годы стала активизация двусторонних отношений. Увеличилось число официальных, в том числе многосторонних контактов. На регулярной основе проводятся встречи с главами других государств. Как следствие, растут показатели товарооборота и инвестиционного сотрудничества, укрепляется взаимодействие в сфере транспорта, открываются новые маршруты. Важным приоритетом политики становится развитие народной дипломатии, культурного обмена и гуманитарных связей.
Пример тому Турецкая Республика, с которой Узбекистан на протяжении долгого времени связывают крепкие узы братства и взаимопонимания. Дипломатические отношения между нашими странами установлены 30 лет назад - 4 марта 1992 года. Также два государства подписали Договор о вечной дружбе и сотрудничестве.
В октябре 2017 года в ходе первого государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Турцию было подписано Совместное заявление. А в ходе визита Президента Узбекистана в Турцию 19-20 февраля 2020-го состоялось первое заседание Совета стратегического сотрудничества высшего уровня. Все это вывело связи на новую, более высокую ступень.
В целях дальнейшего наращивания двустороннего сотрудничества участники второго заседания Узбекско-Турецкого Совета стратегического сотрудничества высшего уровня подробно остановились на приоритетных направлениях дальнейшего расширения взаимодействия, в частности, в сферах торговли и экономики, инвестиций, транспорта, текстильной промышленности, энергетики, сельского хозяйства, здравоохранения, культурно-гуманитарных обменов. Достигнуты договоренности об укреплении взаимодействия в проведении реформ в Узбекистане, системном взаимодействии во внедрении механизмов государственно-частного партнерства, углублении партнерства в сфере науки, образования, искусства, кино, туризма и информации.
В этом контексте важно отметить, что торгово-экономическое партнерство между Узбекистаном и Турцией имеет стратегическое значение, его масштабы в последние годы неуклонно растут. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на продолжающиеся в мире постпандемийные условия, объем двусторонней торговли увеличился в 2,5 раза, превысив 3,6 миллиарда долларов. А количество совместных предприятий выросло в пять раз, и теперь их более двух тысяч. Объем турецких инвестиций в Узбекистан увеличился в 70 раз.
Основной целью заключения Соглашения о преференциальной торговле между двумя странами стало дальнейшее укрепление торгово-экономических связей путем создания еще более благоприятных условий ведения бизнеса для производителей и экспортеров обоих государств, обеспечения отсутствия таможенных пошлин на отдельные товары или снижения их текущего объема.
Но что это значит? На протяжении всей современной истории государства используют преференциальные торговые соглашения в качестве инструмента внешнеторговой политики, направленного на защиту и гарантию своих интересов в отношениях с торговыми партнерами. Они постоянно эволюционируют, дополняя друг друга, подвергаются пересмотру и совершенствуются. Преференциальная торговля происходит в контексте функционирования многосторонней торговой системы. Это обусловливает необходимость выработки оптимального сценария сосуществования и гармонизации многостороннего и преференциального способов регулирования международной торговли.
В рамках соглашения стороны утвердили перечень продукции, подлежащей преференциальной торговле, состоящий из 12 наименований (для каждой республики). В списке отечественных товаров превалирует сельскохозяйственная сфера (овощи, фасоль, миндаль, орехи грецкие, арахис, курага, изюм, сушеные персики, груши, тамаринд и другие фрукты), а турецких - промышленная (электрические трансформаторы и катушки индуктивности, их части, разъемы и проводники, трубы, прокат из черных металлов и центробежные насосы).
Отмена действующих таможенных пошлин на узбекистанскую сельскохозяйственную продукцию в Турецкой Республике послужит дальнейшему повышению ее конкурентоспособности за счет упрощения процедур ввоза. В свою очередь выход турецкой промышленности на местный рынок на условиях преференциальной торговли создаст основу для развития производственной кооперации двух стран и обеспечения бизнеса Узбекистана дешевым и качественным оборудованием и сырьем.
При этом в дальнейшем планируется рассмотреть вопрос о расширении перечня товаров, утвержденных в рамках соглашения, исходя из производственного и экспортного потенциала государств.